1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Конспект2

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ С ЧАСАМИ:«ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель Сиверскова Н.Б.

Задачи:

Обучающие:

Û    Расширение  представлений детей об истории человечества, об образе жизни человека в древности - о его внешнем облике, одежде,  жилище, особенностях деятельности и отдыхе.

Û    Формирование у детей  умений устанавливать причинно-следственные связи между  образом жизни человека и исторической эпохой.

Û    Совершенствование умений вести диалог с воспитателем, со сверстниками: отвечать на заданные вопросы, точно употребляя слова по смыслу, в процессе обсуждения вопросов, связанных с образом жизни первобытных людей.

Û    Поощрение стремления к музыкально-ритмической импровизации, отражению  в танце движений и характера первобытных людей.

Û    Закрепление умения работать с углем, в ходе продуктивной деятельности по созданию изображений  рисунков древних людей.

Развивающие:

Û    Развитие  умений детей  ориентироваться в прошлом и настоящем человечества, образа жизни людей.

Û    Развитие любознательности, логического мышления, воображения, способности рассуждать и

давать адекватные причинные объяснения в ходе исследования  древнего мира.

Û    Расширение словарного запаса, введение новых слов: первобытный человек, древний мир, мамонт, шкура, острог, копьё и др.

Û    Развитие пантомимических способностей, способности передавать эмоциональное состояние древних людей при исполнении ритуального танца древних людей  по поводу богатой  «добычи».

Û    Развитие глазомера, способности выполнять метание в горизонтальную цель при обыгрывании действий древних людей по сбору плодов деревьев.

Воспитательные:

Û    Воспитание интереса к истории человечества.

Û    Воспитание  культуры речевого общения, желание быть доброжелательным и корректным

собеседником в процессе организации дискуссии о жилищах древних людей.

Û    Воспитание интереса и уважительного отношения к результатам продуктивной деятельности друг друга в процессе изображения рисунков первобытных людей

Û    Воспитание доброжелательных взаимоотношений друг с другом, желание оказывать помощь другу в процессе путешествия в прошлое.

 

Методы и приёмы:

Наглядные –  рассматривание панно «Часы: «Прошлое - настоящее»; просмотр презентации «Жизнь

первобытных людей»;  рассматривание одежды древних людей;   просмотр  инсценировки

о жизни первобытных людей;  показы педагогом приемов рисования углем накальных

рисунков древних людей.

Словесные –  проблемные и уточняющие вопросы, рассказ воспитателя,  поощрения, объяснения,

индивидуальные ответы, создание педагогом  воображаемой  ситуации, организация

дискуссии  «Какое жилище лучше».

Практические – игра- инсценировка, игра  «Соберем плоды», исполнение ритуального танца в

честь удачной «добычи»; собирание  картинок – пазлов  с жилищами древних

людей;  рисование на листах ватмана углем;  нанесение на часы картинок – меток

исторических эпох: «древний мир»,  «старина», «наше время».

Материалы, оборудование:

Û    панно «Часы: «Прошлое - настоящее»; «вешалки – «деревья», элементы одежды древних людей (имитация шкур, юбок из травы, пальмовых листьев и др.);  мячи  по количеству детей, мягкие комочки - «плоды», стойки для игры «Соберем  плоды»;  картинки – пазлы (на магнитах с задней стороны)  с разными видами жилищ древних людей; «орудия» охоты и рыбалки (гарпун, копьё, каменный, топор); картинки- метки исторических эпох: «древний мир», «старина», «наше время».

Û    проектор, экран, презентация «Жизнь первобытных людей»; магнитофон, СD –диски с записями  музыки.

 

Время:

Ход  деятельности:

Возможные ответы,

действия детей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Воспитатель привлекает внимание детей, демонстрацией предметов одежды древнего человека).

- Посмотрите, что я нашла в костюмерной. Интересные вещицы. Кто хочет примерить?

- Кто  бы мог носить такую одежду, что за люди?

 

- Интересно, как они жили!?

- Я знаю, что нам поможет найти ответ на эти вопросы (воспитатель поворачивает к детям мольберт с прикрепленными на нем «Часами: «Прошлое - настоящее»).

- У меня есть вот такие часы (показывает на «часы» – круг, диаметром 60 см, разделенный на три цветных сектора), только они необычные,  с помощью таких часов можно путешествовать по миру  во времени.

- Смотрите, у каждого цветного сектора есть свои символы – человечки в разной одежде.

- Самый первый сектор – это древний мир (воспитатель показывает на картинку-символ: «первобытный человек»).

- Следующий – старина (воспитатель показывает на картинку-символ:  «человек в символичном этому периоду костюме»).

- И последний сектор – наше время (воспитатель показывает на картинку-символ:  «современно одетый человек»).

- Куда стрелку поставишь, там и окажешься!

- Кто готов  отправиться со мной в такое путешествие подходите ближе.

- Ставлю стрелку на самый первый сектор – «древний мир»  (звучит музыка).  Ой, закрою глаза, а то сейчас будет яркое свечение.  Ой-ой-ой, кажется, началось -   «Кружусь – верчусь – в древности я окажусь».

- Вы со мной?

- Тогда повторяйте!

(Воспитатель сопровождает свои слова действиями).

 

 

Ребенок по желанию надевает предложенные предметы одежды

- Люди, которые жили давно, древние люди, охотники.

 

 

 

 

 

Дети рассматривают «Часы: «Прошлое - настоящее»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети, пожелавшие отправиться в путешествие подходят ближе (те, кто не пожелает, находят себе занятия по интересам)

 

- Да

Дети    присоединяются к действиям воспитателя (в своем темпе, по желанию) и повторяют слова: «Кружусь – верчусь – в древности я окажусь».

 

 

 

 

 

 

 

25 минут

- Вот мы и на месте. Давайте присядем вот на этой поляне,   посмотрим, оглядимся. (На экране проектора появляется  картина  с изображением первобытного человека).

- Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. И был он вот такой, наш далёкий предок, его еще называли – первобытный человек  (показывает на слайд).

- Посмотрите, во что был одет древний человек?

- Не та ли это одежда, что  вызвала у нас столько вопросов?

(На экране появляется  следующий слайд - древние люди в разной «одежде»).

- Там, где было жарко одежду делали из пальмовых веток,  листьев деревьев, травы.

- Интересно, почему древние люди носили  такую одежду, а не брюки, платья, кофты, как мы с вами?

 

 

 

- Да, вы правы, древние люди еще не умели создавать ткани, чтобы шить одежду, какую носим мы. Да и так умело шить они тоже  еще не умели. Приходилось обходиться, тем, что можно было раздобыть в природе.

- Давайте и мы с вами пройдемся по местности, найдем себе подходящую одежду, мы же в древнем мире.

- Кто нашел себе одежду, помогите своим друзьям, ведь чтобы выжить в древнем мире, людям нужно заботиться друг о друге.

-  Да вы теперь самые настоящие первобытные  люди.

- Первобытные люди жили племенами.  Это  было – человеческое племя. У него был свой вождь (показ слайдов  с изображением племени), а также старейшины - старые мудрые люди, которые обучали молодых, как собирать плоды, охотиться на животных и многому другому. Вы не против, если  я буду вождем нашего племени? (воспитатель одевает “шкуру”, головной убор, звучит музыка).

-Что-то вождь  проголодался!  Что  у первобытных людей сегодня на обед?

- Я предлагаю  добыть для нашего племени  еще еды. Давайте соберем с деревьев плоды.

- Как же собрать плоды, они так высоко?

Игра  «Соберем плоды»

- Чтобы быстрее собрать плоды, я предлагаю разделиться на две группы.

 

- Каждому первобытному человеку нужно кинуть  «камень» (мяч) в цель и сбить плод.

- Посмотрим, какая группа соберет больше плодов!

(после игры «Соберем плоды» проводиться подведение итогов, в зависимости от  ситуации)

- Ничего страшного, если у кого-то из вас не получилось сбить плод. С вами поделятся едой ваши сородичи.

- А как же нам добыть рыбу?

- Но у нас нет удочки

 

- А как же раздобыть мясо?

 

- Отгадайте, как мужчины нашего племени добывали пищу?

- Что вы поняли из увиденного?

-Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями?

- А как вы думаете, на кого еще  охотились древние люди?

 

 

 

 

 

 

 

 

- На какого зверя похож мамонт? (Показ слайда с изображением мамонта)

- А чем мамонт отличается от слона?

- Отгадайте, каким способом другие  мужчины племени пошли добывать себе пищу?

- Что вы поняли из увиденного?

- Чем они пользовались, чтобы поймать рыбу?

 

- В честь удачной охоты древние люди устраивали ритуальные пляски вокруг добычи. Давайте и мы потанцуем вокруг добычи.

- Хорошая добыча! А теперь пора домой!

 

 

 

 

 

 

 

 

Куда же мы пойдём? Где жили первобытные люди?

(Показ слайдов).

- Там, где были горы, люди жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из того, что было под рукой.

- Давайте и мы «подыщем» себе жилище.

аждой подгруппе детей предлагается собрать картинки – пазлы (на магнитах с задней стороны)  с разными видами жилищ древних людей (пещера;  шалаш  - из пальмовых листьев; шалаш из палок; шалаш на дереве, выкопанная яма с подстилкой на дне).

Дискуссия  «Какое жилище лучше»

- Посмотрите на собранные  вами жилище, какое по вашему самое крепкое жилище?

- В каком жилище лучше пережидать непогоду?

- Какое жилище лучше защитит от врагов?

- В каком теплее?

- Однако,  как бы крепко, на первый взгляд не было жилье, оно, конечно же, не сравниться с нашими современными крепкими домами из кирпича и бетона. - Вы согласны со мной.

- Как можно первобытным людям укрепить, улучшить жилище?

 

- Вы предложили полезные советы, как улучшить жилище, думаю, древним людям они бы очень помогли.

 

 

- Дети, как вы думаете, как отдыхали древние, первобытные люди?

- Вы правы. А еще они любили рисовать. Как вы думаете, чем и на чем они рисовали?

- А еще они рисовали на больших камнях, на стенах в пещерах. Рисовали они специальными материалами: растительной краской – охрой или  углем. Давайте и мы попробуем рисовать, как первобытные люди.

- Я нарисую мамонта, которого видела на охоте, а вы что?  (берет уголь и  рисует).

- Давайте рассмотрим  ваши рисунки все вместе.

- У нас получились замечательные рисунки.

-  А нам пора возвращаться.  Куда нужно поставить стрелку, чтобы оказаться в детском саду?

- А может мы вот в этом времени живем, (воспитатель показывает на часы, сектор- «старина») в старине?

- Как вы догадались?

- Правильно вы догадались. Мы живем не в это время. Здесь мы с вами уже были в прошлый раз.

- Нам нужно в «наше время», в настоящее.

(Воспитатель поворачивает стрелку).

- Ну что ж отправляемся.

Дети  полукругом располагаются на стульях перед проектором

 

Дети рассматривают  слайд

 

- В шкуры животных

- Она самая; да такая же.

Дети рассматривают слайд

 

 

- Не было ткани, из которой можно шить такую как у нас  одежду.

- Не умели шить.

- Потому что не было фабрик, где шьют такую одежду, как у нас.

 

 

 

Дети  подходят к «вешалкам – «деревьям» и выбирают себе понравившиеся элементы одежды древних людей, оказывают помощь друг другу, обмениваются эмоциями и впечатлениями.

 

Д

ети рассматривают слайды

 

 

- Нет, не против.

- Ягоды, грибы, рыбу, мясо.

 

- Давайте соберем плоды.

- Сбить их чем-нибудь

Дети делятся на две группы (можно разделить детей по желанию или по гендерному признаку)

Дети по очереди метают мяч в горизонтальную цель, пытаясь сбить «плод»  со стойки.

 

 

 

 

 

 

- Поймать на крючок, удочкой

- Поймать руками, палками, сделать из лианы сеть

- Надо идти на охоту.

Показ детьми инсценировки «На охоту»:

«Из жилища выходят охотники Рюк и Крек. У них лук, стрелы, каменный топор и копьё.

Крек:   Рюк идём на охоту?  У тебя лук и стрелы готовы?

Рюк:  Готовы (осматривает лук и стрелы). Я возьму больше стрел - хочу добыть кабана.

Крек:  За кабаном идти одному опасно. Если ты промахнёшься, кабан разорвёт тебя. Пойдём вместе?

Рюк:  Пойдём.

Крек:  Я возьму каменный топор и копьё.

Рюк:  Согласен (охотники  уходят)».

 

- Древние люди пошли на охоту за кабаном

- Лук, стрелы, каменный топор, копьё.

 

- На мамонта

- На слона

-  У мамонта – шерсть и огромные бивни.

 

Показ детьми инсценировки «За рыбой»:

«Туре: Макен у нас вся еда закончилась. Пойдём за рыбой.

Макен: Надо взять острогу и проверить острая ли она (проверяет рукой).

Туре: Я свою поточу камнем (заостряет острогу).

Макен:  Мне тоже нужно поточить.

Туре:  У людей племени рыбы уже не осталось, надо наловить побольше. Всё готово?

Макен:  Да готово. Идём».

- Люди пошли на рыбалку

- Взяли с собой остроги.

Дети танцуют танец под дробь барабана, имитируя движения древних людей

 

- В доме, в пещере

 

 

 

 

 

Дети в подгруппах собирают картинки-пазлы с жилищами, с помощью взрослого прикрепляют их к мольберту обсуждают)

 

 

 

 

Дети рассматривают картинки, обсуждают

 

 

- Да, согласны.

Дети высказывают свои предположения:

- В пещере – сделать дверь,  яму – накрыть ветками, шкурами животных.

- Шалаш из палок укрыть шкурами животных и тд.

- Играли, пели, танцевали

- На земле, на снегу.

- Пальцем, палкой, камешком

 

 

Дети высказывают пожелания, что будут рисовать, рисуют на листах ватмана углем.

Дети рассматривают картины, рассказывают, что нарисовали, обсуждают.

 

- В наше время, в настоящее.

 

- Нет

- Там дома другие, бревенчатые  избушки, землянки, люди в старинных костюмах.

Дети закрывают глаза, кружатся под музыку

 

 

3 минуты

- Вот мы и в детском саду.

- Давайте, чтобы нам не потеряться во времени, когда будем в следующий раз путешествовать  сделаем на часах дополнительные картинки- метки:  на каждый сектор наклеим  картинки, указывающие именно на это время «древний мир», «старину», «наше время»

(В ходе выполнения детьми работы, воспитатель выступает в роли партнера, принимает активное участие в работе, дает советы, поощряет, подводит итог).

- Понравилось вам наше путешествие? Что вам запомнилось? Чтобы вы хотели еще узнать?

Дети снимают одежду первобытных людей.

 

Дети выбирают по 1-2 картинки – метки и размещают их на разных секторах часов, после чего обсуждают.

 

 

 

Дети обмениваются впечатлениями

 

Пояснительная записка

Место  НОД в образовательном процессе:

НОД   познавательно-речевого направления «Путешествие с часами: «Прошлое - настоящее», является  одной из форм  работы по реализации проекта «Путешествие в прошлое» в подготовительной к школе  группе.

Тема проекта, связанная с историческим временем, где в рамках прошлого- настоящего располагаются вещи и люди с целями и характером их деятельности, событиями, с ними происходящими, вводятся нами  через рекомендуемые Н.А. Коротковой «Путешествие во времени», путешествия - освоения временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примере материальной цивилизации: история жилища, бытовых предметов, транспорта; образа жизни людей). Главное здесь - создать целостные образы истории человечества через «метки- символы» материальной цивилизации. Для путешествий во времени используется своего рода карта-панно, символизирующая  движение исторического времени: от прошлого к настоящему, где намечаются несколько «остановок» с названиями, например: «древний мир»- «старина»- «наше время». Метками - символами могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохе среде (например, кочевники у костра и шалаша, обитатели средневекового горда- крепости, обитатели современного города). Так вместе с детьми мы отправляемся в прошлое и настоящее предметов. Для этого используются  как  традиционные, так и нетрадиционные   формы работы с детьми,  проходящие  под общим девизом – «Путешествие  в прошлое».

Предварительная работа:

Û    Беседа на тему «Как начиналась жизнь».

Û    Чтение детской энциклопедии о древних людях.

Û    Чтение произведений С. Маршака  «Вчера и сегодня», Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как была придумана первая азбука»; Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик - Так».

Û    Рассматривание иллюстраций с жилищами древних людей.

Û    Заполнение картографа «Одежда в разное время», «Жилище человека в разные времена».

Û    Изготовление  макета пещеры.

Û    Путешествие в прошлое:  в историческую эпоху  - «Старина».

Последующая  работа:

Û    Дидактические игры «Раньше и теперь», «Четвертый лишний» (исключение предметов, не свойственных временной эпохе), «Как жили древние люди» (собирание пазлов и составление рассказа по собранным картинкам),   «Вчера, сегодня и завтра», «Что сначала, что потом»

Û    Сюжетно-ролевая игра «Первобытное племя».

Û     Заполнение картографа «Транспорт: в прошлом и настоящем»,

Û    Рисование «Наскальные рисунки древних людей».

Û    Конструирование жилищ людей из разных временных эпох.

Û    Организация мини-музея «Что было до…».

Û    Организация путешествий во времени (одежда, транспорт, предметы быта, и др.)

Û    Викторина «Как начиналась жизнь».

Список методических пособий:

Û    Дыбина  О.В. «Что было до … Игры – путешествия в прошлое предметов» М- Т Ц « Сфера» 2001 .

Û    Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007 г.

ü  Мулько И. Ф.  «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Москва 2005 г.

ü  «Доисторическая жизнь» энциклопедия в школе и дома Москва РОСМЕН 1998 г.

ü  «Энциклопедия необходимых знаний для дошкольников» Москва, 2007 г.

Примечания авторов:

Данная НОД построена на основе интеграции следующих видов деятельности: познавательно-исследовательской (путешествие во времени), коммуникативной (организация дискуссии, обсуждения), продуктивной (рисование углем наскальных рисунков), игровой (действие в воображаемой ситуации), музыкально-художественной (инсценировка, исполнение ритуального танца в честь удачной охоты),  двигательной (игра  «Соберем плоды»).

Никто "женский автокредит"ни минуты не сомневался в противном.

У меня есть сведения, что его объект.

Одно маленькое "Прикольный шрифт скачать"убийство, просто чтобы солнышко светило ярче, и она снова могла почувствовать себя женщиной.

Толпа поняла, что дуэль близится у концу.

А трубы реактора, напротив, скорее походили на оборудование небольшой ванной комнаты.

Он чувствовал, как дерево медленно оживает под его пальцами.

Позвольте задать еще "Организация первичного учета"один вопрос.

И пока "Организация первичного учета на предприятии"точной разгадки нет, все "Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования"начеку.

Никаких формальных приветствий и витиеватых "Организация первичного учёта областного управления инкассации и пути его совершенствования"иносказаний, столь характерных "Организация работы бухгалтерии предприятия на примере ООО 'ТК Карел-Импэкс'"для пейанского стиля, не было.

Я "Организация подготовки аудиторской проверки"вырвал правую "Организация работы с документами"руку и с размаху ударил "Организация работы с документами на предприятии, документооборот"кого-то.

Верно, согласилась с ней "Организация расчетов с покупателями и заказчиками"Террама.

Мы удалились в сторону от "Организация расчетов по оплате труда с использованием компьютерных технологий на предприятии ООО 'Лакруан'"темы нашего разговора и ваших недавних переживаний.

Снимки у него были "картинки тюнингованных машин скачать"готовы двадцать менее чем за "Архивы rar скачать бесплатно"одну секунду, сделанные быстрее, чем "скачать программу okneo"моргает человеческий глаз или воспринимает "игры ходилки винкс играть"звук барабанная перепонка.

Вирджиния смущенно опустила глаза и принялась что-то рисовать "Учебник гражданское право скачать"на земле "скачать gta 4 быстро"пальцем.

Они реальны более реальны, как мне "Скачать читы на поинт бланк d3d9"кажется, чем многие боги других религий.

Может "План трехкомнатной квартиры с размерами"быть, слышал, а может, и нет,-сказал Ахиллес.

Затем принялся внимательно изучать "скачать достоевского бесы"плоды своих трудов.

Забыв "книга устройство книга скачать"своего прежнего друга ради новой любви, она оставила ремесло ведьмы.

Морская "НК РФ ч. 1, 2" Ведьма холодно посмотрела на русалку.

Переодевшись в красное, "Институциональная экономика" в тон красному перу на шляпе, я направился на кладбище, "Самый крутой" где в одной из старых усыпальниц Тувун и "Мода Цвет Стиль" Висс хранили свою бутылку.

Преимущество было на "Патология лжи" его стороне, и оба это понимали.

Если "The Poems and Sonnets of William Shakespeare" он ошибется, то все пропало, и Зеркало "Ведьмы - невесты дьявола" полностью выйдет из строя, когда он "Арап Петра Великого" будет проходить сквозь него обратно.

Нет, нужно постараться найти другой "Закон наемника" путь.

Через некоторое время он вернулся и принес с собой "ГПК РФ" связку теронических гранат.

которые, говорю вам, "Решение задач по сопротивлению материалов" есть в свою очередь, "Математика 1 кл Ч.1,2" порождение Сатаны.

Мои ребята на "альфа вклад" меня надеются, "Полная энц. кремлевской диеты от А до Я" тихо проговорил он.

Комната была "Введение в политологию" пропитана ароматами дорогих кубинских сигар "Финансовый менеджмент Кузнецов" и лучших французских коньяков.

Горничная "Консалтинг в антикризисном управлении Теория и практика" Наташа со второго этажа.

Я "Граальщики Солнце взойдет" теперь ухожу от тебя, а "Дикий Запад. Человек из Ларами" за двери "Исповедник" смерти тебе не пройти.

Я бы предпочла остаться с тобой.

Сумерки в это время "программа архива скачать" года продолжаются недолго, и в небе уже показался молодой месяц.

В "Детский стульчик для кормления чертеж" ответ на это Водичка заявил "скачать игру бесплатно торрент охота" конвоиру, чтобы он не особенно разорялся, пусть скажет спасибо, что он чех, а "даты выхода игр на пк" будь он мадьяр, Водичка разделал бы его как селедку.

Но нет "злоумышленник чехов краткое содержание" масса Тони, нигде нет "мутант игра в контакте" масса Топи!

Толпа любопытных видела только облака порохового дыма, выплывавшие "скачать беги беги лети лети" из дверей, тусклое мерцание ламп и время от времени вспышку света, сопровождающуюся треском,-и все.

После частых и "скачать цып цып цып мои" обильных ливней по краям воронок стали видны клочья австрийских "скачать темы для windows 7 домашний базовой" мундиров.

Не без "скачать мой мой мой ты только мой" помощи Маго, конечно, она тоже подчинилась, но смысл и адрес песенок изменились.

Дельфиненок - Подготовительная к школе группа

Версия для слабовидящих