О здоровом образе жизни
Мастер-класс
«Использование современных технологий при формировании представлений дошкольника о себе и здоровом образе жизни»
Составил:
воспитатель высшей квалификационной категории Павлова Наталья Евгеньевна
Цель: ознакомить педагогов с опытом работы по использованию современных технологий при формировании представлений дошкольника о себе и здоровом образе жизни
Задачи:
- Представить педагогам содержание работы в рамках разработанной модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
- Продемонстрировать эффективные методы и приемы работы с детьми: игровые приемы, моделирование ситуаций, проведение опытов, сбор пазлов, дидактические игры
Этапы мастер-класса |
Содержание |
Введение в проблему
|
Добрый день! Улыбнёмся друг другу. Я сейчас буду давать вам это веселый мячик, а вы в ответ назовите мне, пожалуйста, то, что является для вас самым главным в жизни (бросает одному педагогу из каждой группы: педагоги говорят свои варианты ответов). Без чего человек не может достичь выше названных ценностей? Что самое главное важное для любого человека и для маленького и для большого? (варианты ответов). Конечно же - это здоровье. Без здоровья очень трудно достичь чего- либо, поэтому оно является - одной из главных жизненных ценностей человека. Мой опыт как раз и посвящен вопросам здоровья, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. |
Авторский подход к разрешению проблемы
Апробация методов и приемов, предлагаемых автором
|
За основу при определении содержания работы с детьми были взяты основные аспекты здорового образа. (На мольберте прикреплен цветок ЗОЖ) Как вы думаете, что включает понятие здоровый образ жизни, какие аспекты? (педагоги отвечают, если их ответ совпадает с аспектом написанным на лепестке цветка, мастер приставляет лепесток) - движение - гигиена - режим дня - правильное питание - знание своего организма
Сегодня, я хочу вас познакомить с отдельными методами работы по ознакомлению с некоторыми их из этих аспектов ЗОЖ.
Начнем с одного из самых важных для детей дошкольного возраста, - с ознакомления с правилами личной гигиены. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В образовательной работе большое внимание я уделяю игровым методам. В гости к детям приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов и проигрываются ситуации, связанные с правилами выполнения гигиенических процессов. Это дает детям возможность исправлять свои ошибки и ошибки героя, объяснять необходимость выполнения правил и тем самым лучше их усваивать - Как вы думаете, какие герои могут приходить к детям при ознакомлении правилами личной гигиены? - Мойдодыр, Айболит, … (ответы педагогов) - К нашим детям еще приходят Здрастик, Фырка, королева Гигиена, и даже вредные Микробы. На занятии дети могут отправиться в путешествие или сама группа может стать местом разыгрывания какого-либо сюжета. Скажите, а куда вы с детьми отправляетесь в путешествие за здоровьем? - в страну Здоровья, …(ответы педагогов) - А мы с детьми бываем в Царстве здоровья, городе Неболейка, даже в институте здоровья, где дети становятся следопытами, учёными. Так в увлекательной форме дети получают представления о личной гигиене.
В процессе обучения широко используется метод моделирования ситуаций, он помогает знакомить детей с причиной и следствием, учит высказывать предположения о том, к чему может привести несоблюдение человеком элементарных правил гигиены. На экране высвечивается картинка: «Мальчик играет в песочнице и ест яблоко», следствие этого: микробы попадут внутрь и у него заболит живот, «У девочки болит живот, она держится за него» - одной из причин этого съела немытые продукты» Сейчас я вам предлагаю картинки: 1, 2, 3 подгруппе: придуматься следствие (т.е. последствие этого) к ситуациям:
4, 5, 6 подгруппе: выявить причину произошедшего (картинки подписаны снизу)
При ознакомлении со своим организмом очень эффективно использование несложных опытов. (Педагог-мастер приглашает одного из участников) - Сейчас я завяжу вам глаза. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите ручку (участник выполняет). - удобно вам было выполнить задание. В чем была трудность? - ничего не видно. - в значении, какого органа для жизни человека убеждает нас этот опыт? - этот опыт проводится, что бы показать детям значение зрения для жизни человека и необходимости его сохранения. (Педагог-мастер ставит на каждый стол по 2 коробочки) - Не заглядывая в коробочку, скажите, пожалуйста, что спрятано в синей коробочке? В зеленой? - Как нам узнать? - Понюхать (педагоги нюхают и определяют, что находится в синей коробочке, затем, что в зеленой) - Как вы думаете, для чего проводится это опыт? - Чтобы показать роль носа, роль нашего обоняния. Вот так благодаря таким вот простым опытам дети получают важные знания об органах чувств.
(ну а мы продолжаем) В формировании у детей представлений о режиме дня и необходимости его соблюдения помогает работа с пазлами. - Каждой подгруппе я предлагаю сложить из наборов пазлов круги разного цвета: (желтый, голубой, розовый), (педагоги складывают) - Что вы видите на картинке? - Разные режимные моменты. - Какие режимные моменты нарисованы на кругах с желтым цветом? - Режимные моменты, осуществляющиеся утром - Какие режимные моменты нарисованы на кругах с розовым цветом? - Режимные моменты, осуществляющиеся днем - Какие режимные моменты нарисованы на кругах с розовым цветом? - Режимные моменты, относящиеся к вечеру. Игры с пазлами очень интересны детям и помогают быстрее усвоить любой аспект здорового образа жизни, в том числе такое понятие как режим.
Для ознакомления детей с особенностями правильного питания, формирования представлений о полезной и вредной пище, пользе употребления витаминов были созданы дидактические игры. «Полезные и вредные продукты» (демонстрация слушателям) «Аскорбинка и её друзья» Подумайте и составьте свой вариант проведения этих игр: 1, 2, 3 подгруппе: «Полезные и вредные продукты». 1 вариант: дети берут большие карточки, ведущий показывает маленькую карточку с предметом питания и называет что там изображено. Ребёнок, у кого есть такая же картинка, должен сказать, полезен или вреден этот продукт. За правильный ответ получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки. 2 вариант: дети берут большие карты, маленькие карточки вперемежку лежат на столе по сигналу ведущего, дети находят свои маленькие карточки и закрывают ими большие. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. 3 вариант: Большие карты не нужны. Ведущий, раздаёт играющим по 8 маленьких картинок. Каждый участник говорит, какие продукты он будет собирать полезные или вредные. Выигрывает тот, кто первый соберёт все 8 карточек 4, 5, 6 подгруппе: вариант к игре «Аскорбинка и её друзья». 1 вариант: игрокам раздаются карточки с изображением витаминки. Угловые картинки перемешивают и кладут на середину стола лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего, игроки берут нужные им угловые карточки и подставляют их с четырёх сторон к круглой карточке, получая целую картинку. Побеждает тот, кто первым собрал пазлы. 2 вариант: игроки берут круглые карточки и кладут перед собой лицевой стороной вверх. Угловые карточки перемешивают и кладут на середину стола лицевой стороной вниз. Участники определяют очередность хода. Первый игрок берёт любую игровую карточку, переворачивает, если она подходит к его круглой карточке, игрок забирает её и подставляет с нужной стороны круглой карточки. Затем он открывает ещё одну любую угловую картинку анализирует нужна ли она ему и т. д. до тех пор, пока угловые карточки будут подходить к круглым. Если угловая карточка не подходит игрок кладёт её на место лицевой стороной вниз и в игру вступает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым соберёт пазлы. 3 вариант: игроки берут круглые карточки, угловые карточки перемешивает ведущий и оставляет у себя, затем показывает по одной угловой карточке и спрашивает, какой витамин содержится в данном продукте. Дети отвечают, если все игроки согласны ведущий отдаёт карточку ребёнку. Выигрывает тот кто раньше всех соберёт пазлы. (мастер анализирует полученные варианты, отмечает наиболее удачные, если педагоги назвали только 1 вариант или похожие варианты, то называет свои вариант) |
Рефлексия (самоанализ)
|
Представленные вам методы и приемы из опыта работы по приобщению детей к здоровому образу жизни дали возможность получить ощутимые результаты: дети знают, как вести себя в той или иной ситуации, как не навредить здоровью, любят движения, владеют элементарными навыками заботы о своем организме.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденных вами методов и приемов работы с детьми. Я предлагаю вам выразить свое мнение, продолжив фразы, написанные на листах: (мастер кладет на каждый стол по 4 листа) - (зеленый лист) Из продемонстрированных методов работы по приобщению к здоровому образу жизни самым интересным показался…… - (розовый лист) Увиденный опыт работы меня ……… - (желтый лист) Совместную работу на мастер - классе я оцениваю как…. - (голубой лист) Данный мастер-класс натолкнул меня на мысль …… .….. |
Дельфиненок - Мастер-классы