1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


Сенсорное восприятие

Мастер-класс "Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни"

подготовила: воспитатель Вишленкова Н.Л.

Цель: ознакомить педагогов с опытом  работы по развитию сенсорного восприятия в повседневной жизни детей раннего возраста;

Задачи:

-   Раскрыть перед педагогами систему работы по сенсорному развитию детей раннего  возраста в повседневной жизни;

-         Показать  эффективные формы и методы   работы  по каждому из представленных направлений;

-         Продемонстрировать  варианты использования  авторских дидактических  пособий в  работе по развитию сенсорного восприятия детей;

 

Этапы

мастер-класса

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

в проблему

 

Добрый день! Давайте с вами рассмотрим вот этот чудесный мешочек (Показывает мешочек, и предлагает узнать, какого цвета, размера и формы предметы лежащие внутри, выслушивает предположения).

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным.

- Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Освоение их свойств и качеств без разумного руководства взрослых, нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию.

 

 

 

 

Авторский

подход

к разрешению

проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апробация

методов и приемов,  предлагаемых автором

 

 

На мольберт прикреплены карточки

- Познание неизвестного объекта мы проводим с помощью анализаторов, давайте их назовем?

(педагоги отвечают, если их ответ совпадает с аспектом нарисованном на карточке, мастер открывает ее)

- глаз (цвет, форма, величина);

- ухо (звуки);

- язык (вкус);

- нос (запахи);

- рука (вес, фактура, температура);

В своей работе мной  была  использовала  повседневная среда, для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста. Для этого была создана  необходимая обстановка, которая в значительной степени влияет на развитие мозга в раннем возрасте.

 

Очень  эффективна в работе   использование различных видов игр. Игра для малыша является способом познания мира вещей с различными свойствами и качествами. В игре ребенка раннего возраста можно ознакомить с понятиями: цвета, формы, величины.

Цвет - это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

В процессе ознакомления детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • Развитие цветов по принципу «такой - не такой» (слайд пособие «Шарики»);
  • Зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу (слайд п/игра «Беги ко мне»);
  • Закрепление представлений о цвете в слове (слайд д/игра «Четвертый лишний»);

Эти этапы можно осуществлять с помощью различных видов игр и пособий.  

Сейчас я вам предлагаю варианты игр, задача 1 и 2 подгруппы найти игры по принципу «такой – не такой», 3 и 4 найдут игры по принципу зрительное соотнесение цветов или  выбор цвета по образцу, 5 и 6 группы выберут игры на закрепление представлений о цвете в слове, приступаем.

(Ответы педагогов)

Форма – внешние  очертания, наружный вид предмета. Форму различают как плоские фигуры и объемные геометрические тела.

В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

  • Практические действия (слайд д/игра «Дидактический куб»);
  • Зрительное восприятие формы (слайд д/игра «Найти такую же фигуру»);

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением играющих детей, и сказать к какому из аспектов ознакомления детей с формой он относится. ( Фото играющих детей «Катится – не катится», «Фигуры играют в прятки», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Дидактический куб», «Спрячемся от дождика»)

 

Величина – это значимое свойство предметов. Сначала величину обозначают при помощи слов такой – не такой, затем словами большой – маленький, а в последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.

В процессе ознакомления детей с величиной используются те же этапы, что и с формой.

Теперь хочу предложить 1,2,3 подгруппе придумать игры на развитие практических действий, а 4,5,6 на развитие зрительного восприятия величины.

 

А мы продолжаем.

Предметно-развивающая среда группы была пополнена  интересными дидактическими пособиями. Эти пособия наряду с задачами на развитие сенсорики играют большую роль в развитии мелкой моторики.

Например:  (слайды)

«Загадочные пуговки» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Радуга» - Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,

развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Карусель» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие различать предметы один – много.

Хочу познакомить вас с пособием (показывает) «Чудо дерево». Это пособие многофункциональное – оно  развивает мелкую моторику рук,  восприятие цвета, и количества предметов один – много. Давайте попробуем  поиграть (вызывает педагога).

Под стихотворные строки:  Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо дерево у нас

Поможет нам оно сейчас

Мы в руки яблочки возьмём

Будем с ними мы играть,

И шнурочки подбирать.

 

Уважаемые  педагоги 1,2  групп  я предлагаю вам подумать и предложить варианты усложнения пособий, для игр с детьми  (пособия «Чудо дерево», «Домик»); ???

Педагогов 3 и 4 подгруппы придумать  художественное слово для игр с пособиями («Радуга»,  «Загадочные пуговки»);

А педагогов 5 и 6 подгруппы я попрошу придумать сюрпризный момент для знакомства детей с пособиями («Занимай-ка», «Карусель»)

- Жизнь  детей в группе строилась так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Как вы думаете, что можно добавить в центры группы, что бы прослеживалась сенсорная среда?

1 и 2 Центр экологии, центр воды и песка, центр сенсорики и мелкой моторики;

3 и 4 Центр конструирования,  центр книги, центр музыки;

5 и 6 Речевой  центр, двигательный центр, центр игры;

Рефлексия (самоанализ)

 

Представленная вам,  система работы по развитию сенсорного восприятия в повседневной жизни детей раннего возраста, позволила добиться положительных результатов в развитии детей: различие цветов, форм, величин, помогла сблизиться с родителями.

Упражнение  на рефлексию «Бусы»:

- Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденных вами методов и приемов работы с детьми.  Я предлагаю вам выразить его, на обратной стороне бусин, которые лежат на ваших столах (на каждом столе лежат разноцветные, вырезанные заранее из цветной бумаги).

По окончанию педагог проходит с ниткой и надевает на нее бусины с написанными на них  мнениями, и просит разрешения надеть их.

Дельфиненок - Мастер-классы