1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Использование природного материала в театрализованной деятельности

Семинар-практикум

«Использование природного материала в театрализованной деятельности»

Задачи:

1. Поиск новых педагогических идей для обновления содержания и методики театрализованной деятельности дошкольников.

2.  Активизация творческого потенциала воспитателей.

3. Обобщение и распространение позитивного опыта по использованию природного материала в работе по изготовлению театральных кукол и декораций.

Организация обстановки: за столами, лицом к проектору.

Оборудование:

Проектор, экран, 3 стола для педагогов, стулья, музыкальный центр, диск с записью музыки П.Чайковского («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь») и А.Вивальди («Осень») из цикла «Времена года».

Расходный материал:

  1. Канцтовары -  бумага белая и цветная, картон, ножницы, клей ПВА, карандаши, фломастеры, линейки, ножи.
  2. Швейные принадлежности -  нитки, иголки, пуговицы, разноцветные ленты, кусочки ткани.
  3. Природный материал (жёлуди, каштаны, скорлупа орехов, спички, зубочистки, проволока, пластилин, солома, сено, шишки, листья, ягоды шиповника, черноплодной рябины и др.)
  4. Овощи и фрукты – картофель, морковь, лук, кабачок, тыква, горох, огурцы, помидоры, яблоки и др..

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Блиц-опрос «Загадки природы».
  3. Разминка «Я знаю…»
  4. Рекомендации по сбору и использованию природного материала для изготовления театральных игрушек.
  5. Просмотр презентации игрушек из природного материала.
  6. Практическое задание - изготовление персонажей для настольного театра.
  7. Выполнение задания «Ожившая кукла».
  8. Заключительное слово.
  1. 1. Вступительное слово ведущего семинара.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но все чаще  можно наблюдать, что их интересы ограничены, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

  1. 2. Блиц-опрос «Загадки природы».

Уважаемые коллеги, чтобы пробудить в вас интерес к данной теме, предлагаю вам побывать в роли детей и отгадать несложные загадки о природе. Правильные ответы будут сопровождаться слайдами.

(см. приложение № 1)

  1. 3. Разминка «Я знаю…»

Теперь настроимся на работу. В этом нам поможет разминка под названием «Я знаю…» Правила простые: быстро отвечать на предложенные вопросы, предварительно подняв руку. Начинать свой ответ нужно фразой: «Я знаю…» После ответа, все участники нашего семинара могут дополнять друг друга.

(см. приложение № 2)

  1. 1. Рекомендации по сбору и использованию природного материала для изготовления театральных игрушек.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т. п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру прекрасного:  учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения.  Наиболее часто используются для различных поделок шишки, хвоя, орехи (лесные, грецкие, арахис, кедровые) и ореховая скорлупа, каштаны, желуди, кора, береста, ветки, корни, листья, семена, солома, ракушки, перья, трава, декоративные тыквы, яичная скорлупа, мох, лыко. Отсутствие материальных затрат и длительной подготовки делает работу с природным материалом привлекательной, интересной и полезной не только для детей, но и для взрослых. Изделия, выполненные своими руками, несут доброту и положительный заряд.  Как и когда лучше запасать материал для будущего творчества, разрешите вам напомнить.

(см. приложение № 3)

  1. 2. Просмотр презентации поделок из природного материала.

Вашему вниманию предлагается подборка фотографий поделок, выполненных из природного материала. Обратите внимание на фантазию  авторов и образы, которые они создали. Я предлагаю вам во время просмотра совместно прокомментировать каждую поделку и предложить её использование в какой-либо вам известной сказке, а возможно музыкальной инсценировке. Одним словом, найти ей достойное применение в вашем настольном театре.

  1. 3. Практическое задание - изготовление персонажей для настольного театра.

А сейчас мы будем выполнять задание, которое позволит вам ещё раз убедиться на практике, что изготовление игрушки из природного материала – увлекательное занятие и составляет особого труда. Главное – определиться с замыслом, подобрать нужный материал и инструмент. Итак, прошу всех приступить к работе. На это отводится 20 минут.

  1. 4. Выполнение задания «Ожившая кукла».

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»…Но это не про вас, настоящих мастеров, профессионалов своего дела. Воспитатель – он должен уметь всё, и даже невозможное. Именно так, из совершенно разрозненных вещей вы за короткое время смогли смастерить кукол и реквизит к будущему кукольному спектаклю.

Представьте нам плоды своего труда. (Воспитатели рассказывают о том, что у них получилось и какой материал они использовали).

А теперь я предлагаю вам попытаться разыграть небольшие театральные миниатюры с помощью ваших сказочных персонажей. Если в этом есть необходимость, вы можете объединить своих кукол в один сюжет. (Разыгрываются сценки-экспромты).

  1. 5. Заключительное слово.

Уважаемые коллеги, ответьте пожалуйста, как вы думаете, нужны ли такие игрушки в вашей группе? Будут ли они интересны детям? Что может дать этот театр вашим воспитанникам? Безусловно, развитие фантазии, умение видеть вокруг себя красоту природы, преображать, «оживлять» её. Детям быстро надоедает однообразие. Не всегда родители могут покупать своему ребёнку новые игрушки, не часто у современных родителей есть время играть с детьми, а про походы в театр семьёй можно совсем не говорить. В нашем городе его просто нет. И если вы со своими ребятами в группе хотя бы иногда будете вместе мастерить какую-нибудь сказку из природного материала, то поверьте –  ваши дети станут добрее друг к другу, бережливее по отношению к природе, находчивее и сообразительнее, увереннее в собственных силах. А значит, ваши усилия не напрасны. Я надеюсь, что сегодняшняя тема, те знания и приёмы работы с природным материалом, которые мы сегодня повторили на семинаре-практикуме, пригодятся вам в дальнейшей работе с детьми.

Используемая литература:

  1. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников/ Дошкольное воспитание - 1999, №11-с6-14.
  2. Сорокина Н. Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание - 1997, № 6, с. 61-63.
  3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.:- М.: Владос, 2001. 159 с.
  4. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под ред.О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред.О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
  6. Р.Туркрео, М.Кудейко. Методическое пособие «Коллекция идей» / Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе/ Приложение к журналу «Обруч» - М.: Линка-Пресс, 2004.

Приложение № 1
Блиц-опрос «Загадки природы».

Все детки на ветках 
С рожденья в беретках. 
С деревьев упадут –
Береток не найдут.
(Желудь)

Мальчик крошка
В костяной одежке.
(Орех)

На сосне семян кубышка.
Что же это – это …
(Шишка)

Он никогда и никого
Не обижал на свете. 
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она, 
Скажут весело ребята: 
«Ну рассыпчата, вкусна!»
(Картофель)

Раскололся тесный домик
На две половинки, 
И посыпались в ладони 
Бусинки-дробинки.
(Горох)

Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
(Колос)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла. 
Здесь дрозды, скворцы снуют 
И, галдя, его клюют.
(Рябина)

Стоит Алена,
Платок зеленый, 
Тонкий стан, 
Белый сарафан.
(Береза)

Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)

Круглое, румяное 
С дерева достану я, 
На тарелку положу: 
“Кушай, мамочка”, — скажу.
(Яблоко)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок. 
На ощупь - гладкая, 
На вкус, как сахар - сладкая.
(Морковка)

Телятки гладки
Привязаны к грядке, 
Лежат рядками, 
Зелены сами.
(Огурцы)

Золотая голова 
Велика, тяжела.
Золотая голова 
Отдохнуть прилегла. 
Голова велика, 
Только шея тонка.
(Тыква)

В огороде вырастаю.
А когда я созреваю, 
Варят из меня томат, 
В щи кладут 
И так едят.
(Помидоры)

Приложение № 2
Разминка «Я знаю…»

Вопрос № 1: Какие качества детей помогает развивать театральная деятельность?

Ответ:

Театральная деятельность важна для дошкольников тем, что учит их   сопереживать, развивает познавательность, коммуникативные качества детей. Театр - один из самых доступных  и любимых видов искусства для детей. Именно театр помогает  решать те проблемы педагогики и психологии, которые связанны:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя.

Вопрос № 2: Почему театральное искусство близко и понятно   детям?

Ответ:

Театральное искусство близко и понятно   детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации,   корректирует коммуникативные

качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Игра – это то, что интересно и доступно каждому ребёнку. В игре дети  перерабатывают собственные впечатления, выражают эмоции, через игру осваивают правила и законы взрослых.  Во время игры  ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все без исключения копируют в своих играх взрослых. Поэтому очень важно в детском саду уделять особое значение театрализованной деятельности, разнообразив её всеми видами детского театра, для того, чтобы сформировать правильную модель поведения детей  в современном мире, повысить культуру дошкольников, познакомить их с лучшими образцами детской литературы, музыки, изобразительного искусства, правилами этикета, обрядами и традициями своего народа..

Вопрос № 3: Что общего  между театрализованной игрой  и сюжетной игрой?

Ответ:

Театрализованная игра близка к сюжетной игре. И там, и здесь имеется общая структура: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила.   Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

Вопрос № 4: Какие существуют виды  кукольных театров для детей дошкольного возраста?

Ответ:

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Г.В. Генов классифицирует виды театров для дошкольников так:

- картонажный;

- магнитный;

- настольный;

- пяти пальцев;

- масок;

- ручных теней;

- "живых теней";

- пальчиковый теневой;

- книжка-театр;

- театр кукол для одного исполнителя.

Е. В. Мигунова в книге "Театральная деятельность в детском саду" перечисляет такие виды театров для дошкольников:

- стендовый

- настольный

- театр на руке

- верховой театр

- напольный театр

- театр  живой  куклы.

Вопрос № 5: Чем отличается настольный театр от других видов театра?

Ответ:

Рассмотрим настольный театр. Чем же хорош такой театр? Он компактный, его можно организовать в любом помещении, его легко переносить с места на место. Настольный театр - это макет, в котором сделаны в уменьшенном виде декорации спектакля. В таком театре можно разыгрывать целые пьесы, или, точнее говоря, можно проводить чтение пьес и рассказов, иллюстрируя их декорациями и фигурками-персонажами. Такой театр не рассчитан на большую аудиторию.

Для модели сцены сооружается ящик с кулисами и занавесом. Пространство над ящиком и с боков завешивается. Декорации меняются сверху. Они подвешены на проволочках. Действующие лица перемещаются по сцене с помощью длинной палочки, которую передвигают по полу ящика. В настольном театре удается добиваться разнообразных эффектов с помощью освещения, которое обыкновенно организуется сверху, чтобы декорации не отбрасывали тень. Главное действующее лицо в таком театре — кукла.   Саму куклу не очень сложно изготовить.

Вопрос № 7: Из чего обычно выполняются куклы для настольного театра?

Ответ:

В качестве персонажей конечно можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми. Это развивает и изобразительные навыки, и ручные умения, и творческие способности дошкольников.  Выполняются куклы для настольного театра обычно из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, а также из природного материала.

Вопрос № 8: В чём, на ваш взгляд, заключаются возможности и занимательность работы с природным материалом?

Ответ:

Именно в настольном театре есть возможность использовать богатство природного материала. Сказочна и богата природа.  Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую детского сада), где сохранен необычный запах застывшей природы. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании кукол и атрибутов для спектакля из природного материала.  В процессе изготовления сказочных персонажей постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Вопрос № 9: Перечислите, какой природный материал можно использовать в работе с детьми.

Ответ:

Здесь пригодится всё -  шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др.,  но, необходимо учитывать, что нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).

Вопрос № 10: Как по-вашему, на чём удобнее показывать театр игрушек из природных материалов?

Ответ:

Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений.

Приложение № 3
Рекомендации по сбору и использованию природного материала для изготовления театральных игрушек.

Шишки - прекрасный материал для объемных игрушек.  По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.  Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.

Орехи можно использовать лесные, грецкие, земляные, кедровые, фисташки.

Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков (например, "веселый человечек"), животных (голова петушка, зайца и т. д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.

Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.

Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы.

Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспитателю.

Земляные орехи легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан - хороший материал для изготовления для изготовления головы и туловища кукол.  Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Желуди бывают разной формы и величины,  созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся.   Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке). Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в качестве шапочек для них. Желуди хранят в прохладном и влажном месте.

Кора различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек, крышу, простые лодочки. Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.

Березовая кора – береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек.   Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая. Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой. Береста  легко расслаивается и поддается обработке, если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.

Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горячую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручиваться.

Ветки используются при изготовлении рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток - работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корни иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.

Листья могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.

Семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня (они известны детям как крылатки) могут стать крыльями для стрекозы , ушами для зайца, плавниками для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.

Шиповник, рябина могут послужить яркими бусами для куклы. Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.

Солома. Она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать на хлебном поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной. Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием.

Декоративные тыквы бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.

Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.

Птичьи перья (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.) перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки собираются на берегах рек, морей, озер.  После сбора ракушки моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре. Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т.д.


И действительно, она "скачать все серий мистера бина"ни на минуту не разлучалась со своим соколом, на "монстер хай песня на русском скачать"каждой остановке снимала с головы "скачать игру одиссей черепашка"птицы клобучок и отправляла ее за дичью.

Сидя на "скачать слёзы асфальта песню"бледном осеннем солнышке, Джон дал глазам привыкнуть к свету.

По-видимому, Мефистофель даже не "скачать мангу наруто хентаи"попросил самозванца предъявить документ, удостоверяющий личность!

Прямо "игра денди танчики скачать"над головой, на ветке черного дуба сидел ястреб, негромко "май карл скачать"покрикивая на ветру.

По какой-то таинственной причине драконы часто умудрялись получить стрелу "рок энциклопедия скачать"именно в глаз, несмотря на их "трудно быть богом скачать книга"чрезвычайно высокую сообразительность и богатый опыт, накапливавшийся многие столетия.

Вероятно, несколько "скачать дольнобольщики игра 2"дней пути, может неделя.

Дельфиненок - Мастер-классы