1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Дымка

Педагогический проект «Чем знаменито Дымково?»

Aвтор проектавоспитатель Сиверскова Н.Б.

Аналитико-прогностическое обоснование проекта

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

В изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие. Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Моя задача поближе познакомить детей с изделиями народных мастеров -  дымковскими игрушками. Тем самым, привить ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: веселые дымковские свистульки.

Концепция проекта

Цель: Организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
  • Стимулировать умственную деятельность детей.

Развивающие:

  • Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
  • Развивать умение детей общаться между собой.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
  • Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.

Решая задачи этого проекта, хочется отметить, что в программе мало занятий посвящено дымковской росписи, дымковской игрушке. Поэтому мне пришлось дополнительно провести беседы о возрождении дымковской игрушки, об особенностях производства дымковской игрушки,  о порядке  лепки игрушки, об ознакомлении с характером росписи игрушек.  Дети наблюдали за изготовлением игрушек из глины, а потом сами были мастерами своего дела. Рассматривали альбомы с Дымковской росписью, игрушками.

По-моему мнению дети, будут бережнее относиться к предметам, сделанными  своими руками. В работе над проектом закрепляются знания, развиваются эстетические чувства, особенно если дети самостоятельно учатся подбирать элементы дымковской росписи, цвет. Перед собой я поставила цель: провести данную работу в течение месяца. Итогом работы будет проведённая ярмарка, где дети будут предлагать свои игрушки в стихах, частушках. Свою продукцию  дети подарят детскому саду.

1. Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проекта Задачи этапа

Проектные мероприятия

Временной отрезок исполнения

Деятельность педагога

Деятельность детей
1.Выбор темы
  • Заинтересовать детей.
  • Мотивировать детскую деятельность.
  • Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.

 

Формирует проблему:«Есть мини – музей «Дымка». Он очень маленький.Там одни картинки.Как же нам его пополнить?»

  • Вхождение в проблему -ребята решают вылепить игрушки из глины, сделать д.и. «Составь дымковский узор».
  • Вживание в игровую ситуацию – становятся мастерами Дымковской игрушки.
1 неделя
2. Подготовка к проекту
  • Стимулировать умственную деятельность детей.
  • Формировать умение детей общаться между собой.
  • Формировать умение планировать свою работу.
  • Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
  • Воспитывать любовь к народным промыслам.
  • Изучение методической литературы.
  • Подготовка материала – глина, доски…
  • Помощь в  планировании деятельности.
  • Привлечение родителей к пополнению мини-музея: детские книги про Дымку,
  • игрушки - подлинники:  индюк, барышня с коромыслом, привезённые из Кирова.
  • Изготовление папки- раскладушки  с элементами Дымковской росписи.
  • Чтение детям произведений устного народного творчества: стихи, частушки.
  • Беседа о возрождении дымковской игрушки.
  • Беседа об особенностях производства дымковской игрушки.
  • Беседа о порядке  лепки игрушки.

 

  • Объединение детей в рабочие группы. Первая группа работает с глиной – лепят игрушки. Вторая группа занимаются их побелкой. Третья группа расписывают игрушки дымковской росписью.
  • Ø Разучивание стихов, частушек про Дымку.
  • Ø Расписывание платочков элементами дымковской росписи.
  • Составление узоров дымковской росписи на игрушках, вырезанных из бумаги.
1 неделя
3. Реализация проекта
  • Оказать помощь в решении индивидуальных задач в создании образов, используя полученные навыки и приемы лепки.
  • Формировать умение работать с глиной.
  • Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
  • Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.

 

 

  • Рассказ о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки.
  • Беседа о красках, используемых мастерами при росписи дымковских игрушек, об элементах, которые входят в дымковский узор.
  • Рассматривание дымковских игрушек (подлинников) и беседы о них.
  • Составление плана лепки игрушки.
  • Беседа о приёмах лепки.
  • Беседа о соблюдении порядка за рабочим столом.
  • Напоминание о технике рисования.
  • Проведение дидактической игры «Составь дымковский узор»
  • Чтение стихотворений, вопросы к детям.
  • Наблюдение за работой детей.
  • Индивидуальные объяснения.
  • Анализ работ воспитателем и детьми.
  • Написание сценария ярмарки «Свистуньи».
  • Подготовка атрибутов.
  • Подбор костюмов.

 

  • Использование детьми карточек – «элементы Дымковской росписи», а также альбомов с изображениями Дымковских игрушек.
  • Работа детей по группам: одна – лепит, другая – белит, третья – расписывает дымковской росписью.
  • Рассказы о выполненной работе.
  • Анализ работ в вечернее время.
  • Рассказы детей, чем понравилась работа.
2 недели
4. Подведение итогов
  • Обеспечить рефлексию.
  • Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к народным промыслам.
  • Альбом «Игрушки из Дымки»
  • Альбом «Мастера – умельцы дымковской игрушки»
Проведение  ярмарки, где дети представляют на показ свои игрушки. 1 день  

2. Ожидаемые результаты проекта

  • Уважительное отношение к народным промыслам.
  • Сформированные представления о процессе создания игрушек.
  • Создание образов, используя полученные навыки и приемы лепки.
  • Сформированные навыки работы с глиной.

Ресурсная база проекта

- материально-технические ресурсы

Пополнили мини-музей Дымковской игрушки глиняными изделиями. Сделали альбом «Мастера – умельцы народной игрушки».  Оформили альбом – «Игрушки из дымки». Организация  ярмарки «Свистуньи». Сделали папку – раскладушку «Дымка». Сделали дидактическую игру «Составь Дымковский узор».

- программно-методические ресурсы

Литература:

  1. В. С. Горичева. Сказку   сделаем   из   глины,   теста,   снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.
  2. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
  3. Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
  4. Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.
  5. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства  Издательство Мозаика-Синтез
  6. Величкина Г.А. «Дымковская игрушка»  издательство Мозаика – Синтез  2009г
  7. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С.73-77.
  8. Доронина Г. Использование прикладного искусства в эстетическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 11. - С. 22-23.
  9. Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С.23-25.
  10. Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12. - С.13-14.
  11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1999.
  12. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего (среднего, старшего) дошк. возраста. - М.: Просвещение, 1999. - 40с.
  13. Дошкольникам о художниках детской книги (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1991. - 124с.
  14. Дризовская Т. В.Г. Сутеев – писатель и художник // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 7. - С.121-124.
  15. Дувидов В. Повторение пройденного: О проблемах оформления детской книги // Детская литература. - 1972. - № 1.- С.52-53.
  16. Егорова П. Первые шаги в мир прекрасного // Дошкольное воспитание. - 1981. - №2. - С.23-24.
  17. Езикеева В.А. Об иллюстрациях в детской книжке // Дошкольное воспитание. - 1952. - № 9. - С.7-12.

Возможные риски проекта и способы их преодоления

Возможный риск – недостаток времени.

Способ преодоления -  планировать каждый этап более последовательно.

Дельфиненок - Проекты