Дымка
Педагогический проект «Чем знаменито Дымково?»
Aвтор проекта – воспитатель Сиверскова Н.Б.
Аналитико-прогностическое обоснование проекта
В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
В изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие. Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Моя задача поближе познакомить детей с изделиями народных мастеров - дымковскими игрушками. Тем самым, привить ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: веселые дымковские свистульки.
Концепция проекта
Цель: Организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
- Стимулировать умственную деятельность детей.
Развивающие:
- Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
- Развивать умение детей общаться между собой.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
- Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.
Решая задачи этого проекта, хочется отметить, что в программе мало занятий посвящено дымковской росписи, дымковской игрушке. Поэтому мне пришлось дополнительно провести беседы о возрождении дымковской игрушки, об особенностях производства дымковской игрушки, о порядке лепки игрушки, об ознакомлении с характером росписи игрушек. Дети наблюдали за изготовлением игрушек из глины, а потом сами были мастерами своего дела. Рассматривали альбомы с Дымковской росписью, игрушками.
По-моему мнению дети, будут бережнее относиться к предметам, сделанными своими руками. В работе над проектом закрепляются знания, развиваются эстетические чувства, особенно если дети самостоятельно учатся подбирать элементы дымковской росписи, цвет. Перед собой я поставила цель: провести данную работу в течение месяца. Итогом работы будет проведённая ярмарка, где дети будут предлагать свои игрушки в стихах, частушках. Свою продукцию дети подарят детскому саду.
1. Стратегия и тактика проектных действий
Этапы проекта | Задачи этапа |
Проектные мероприятия |
Временной отрезок исполнения | |
Деятельность педагога |
Деятельность детей | |||
1.Выбор темы |
|
Формирует проблему:«Есть мини – музей «Дымка». Он очень маленький.Там одни картинки.Как же нам его пополнить?» |
|
1 неделя |
2. Подготовка к проекту |
|
|
|
1 неделя |
3. Реализация проекта |
|
|
|
2 недели |
4. Подведение итогов |
|
|
Проведение ярмарки, где дети представляют на показ свои игрушки. | 1 день |
2. Ожидаемые результаты проекта
- Уважительное отношение к народным промыслам.
- Сформированные представления о процессе создания игрушек.
- Создание образов, используя полученные навыки и приемы лепки.
- Сформированные навыки работы с глиной.
Ресурсная база проекта
- материально-технические ресурсы
Пополнили мини-музей Дымковской игрушки глиняными изделиями. Сделали альбом «Мастера – умельцы народной игрушки». Оформили альбом – «Игрушки из дымки». Организация ярмарки «Свистуньи». Сделали папку – раскладушку «Дымка». Сделали дидактическую игру «Составь Дымковский узор».
- программно-методические ресурсы
Литература:
- В. С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.
- Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
- Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
- Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.
- ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез
- Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г
- Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С.73-77.
- Доронина Г. Использование прикладного искусства в эстетическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 11. - С. 22-23.
- Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С.23-25.
- Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12. - С.13-14.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1999.
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего (среднего, старшего) дошк. возраста. - М.: Просвещение, 1999. - 40с.
- Дошкольникам о художниках детской книги (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1991. - 124с.
- Дризовская Т. В.Г. Сутеев – писатель и художник // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 7. - С.121-124.
- Дувидов В. Повторение пройденного: О проблемах оформления детской книги // Детская литература. - 1972. - № 1.- С.52-53.
- Егорова П. Первые шаги в мир прекрасного // Дошкольное воспитание. - 1981. - №2. - С.23-24.
- Езикеева В.А. Об иллюстрациях в детской книжке // Дошкольное воспитание. - 1952. - № 9. - С.7-12.
Возможные риски проекта и способы их преодоления
Возможный риск – недостаток времени.
Способ преодоления - планировать каждый этап более последовательно.
Дельфиненок - Проекты