1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


Листья - развивающие упражнения

Листья

Развивающие упражнения для детей от четырех лет

 

Деревья сбросили наряд
И обнаженные стоят.
Но что за чудо? Как цветок,
На ветке маленький листок.

Эти упражнения включают и непосредственный сенсорный контакт с предметами окружающего мира, и задания-вопросы для развития познавательных психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, воображения, а также мелкой моторики руки. 
Для этого нужно засушить листья деревьев и кустарников — осины, липы, ивы, березы, дуба, клена, тополя, каштана. Листья собирают летом, ранней и поздней осенью. Они должны быть разнообразной окраски и различных размеров.

Узнай листик

Ребёнку  даются конверты с вложенными в них засушенными листиками с разных деревьев. Предложите ребёнку очень осторожно (от неосторожного движения засушенные листочки могут рассыпаться), кончиками пальцев вынуть листья из конверта и выложить на стол. Попросите назвать и показать те листики, названия которых он знают. Затем назовите и покажите листики, которые ему не известны. 
Названия незнакомых листьев заучивают. Покажите листик, ребёнок  находит такой же и называет его. В конце ребенок называет и показывает листики, лежащие на его столе. Отметьте количество листьев, которые запомнил  ваш малыш. В следующий раз предложите две группы листьев: настоящие засушенные листочки и вырезанные из бумаги в значительно большем масштабе, чем настоящие. Попросите ребёнка найти листья с «одного» дерева и назвать их.
Обсудите, чем листики с разных деревьев отличаются друг от друга. По каким признакам листики легче запомнить? Например, листики ивы узкие, а у листьев клена ажурный контур. У листьев дуба тоже ажурный контур, но линия контура более плавная, чем у листьев клена.

Рисуем листики

Нужно выбрать из имеющихся листьев и обвести простым карандашом на альбомном листе тот лист, который вы назовёте ребёнку: «Сереже — березовый листик, маме — дубовый, папе— осиновый».
Затем предложите внимательно рассмотреть свой листочек. Какого он цвета? Как расположены прожилки на листовой пластинке? Какие особенности листика заметили дети? Например, у листика, который держит педагог, на зеленом фоне слева расположено желтое пятнышко.
Ребёнок раскрашивает контуры листиков в своём альбоме «с натуры».

Ритмическая игра «Осень»

Взрослый  обращается к ребёнку: «  Сейчас мы с тобой выучим слова песенки «Осень». Потом мы эту песенку споем, сопровождая слова определенными движениями с осенними листочками из бумаги в руках».

Дует-дует ветер, 
Дует-надувает
(Плавные движения руками вверх-вниз),
Желтые листочки с дерева срывает 
( Кружение на месте),
И летят листочки, 
Кружат по дорожке
(Продолжение кружения),
Падают листочки 
Прямо нам под ножки

(Медленно присесть, выпуская листочки из рук).
Затем   собрать букет из «опавших» осенних листьев.

Шелест листьев

Попросите ребёнка закрыть глаза, прислушаться и ответить на вопрос: «Что это звучало?». Взрослый производит различные шумы и звуки: перелистывает книгу, мнет и рвет бумагу, шелестит засушенными листьями. Ребёнку  предлагают хлопнуть в ладоши, когда они услышит шелест листьев.

Цвета осени

Взрослый обращает внимание ребёнка на осенние листья различной окраски, просит его назвать цвета осенних листьев. На альбомном листе с помощью основных красок или их смешения создать  «осенний ковер». Листья и травы различной окраски приклеить на подготовленный фон. Это «осенний гербарий». 
Из оставшихся листьев предложите выбрать листик, который  ему понравился  больше всего, положить его на чистый лист бумаги, обвести, раскрасить и, используя метод рваной бумаги, «освободить» от белого фона. Получится листик, очень похожий на настоящий.

Исключение лишнего листика

Для  ребенка готовится набор из листьев. Задание: найти листик, который оказывается лишним по отношению ко всем остальным.
Наборы могут состоять из следующих листьев:

1. Три зеленых листика и один лист желтого цвета.
2. Три листика с одного дерева и один листик с другого дерева.
3. Три листика с лиственных деревьев и одна веточка с хвойного дерева.
4. Три листика с настоящих деревьев и один лист, вырезанный из бумаги.
5. Три листика приблизительно одного размера, а один листик с этого же дерева, но по размеру сильно отличающийся от трех других.

Ребенок выполняет задание с набором листьев. Затем   выслушайте  его объяснение: почему он исключил данный листик.

Лиственные и хвойные деревья

Дайте ребёнку набор засушенных листьев и маленькие веточки ели, сосны и туи. Надо разделить полученный материал на две группы. Выслушивается объяснение ребенка. Используя верный вариант классификации, введите понятия «лиственные деревья» и «хвойные деревья». Вместе с малышом выясните, что одни деревья «зимой и летом одним цветом», у других листья появляются весной, а с наступлением осени опадают.

Запахи и тактильные ощущения

Приготовьте набор из веточек ели, сосны и туи. 
Вместе с ребёнком выясните, чем отличаются и чем похожи веточки этих хвойных деревьев: измеряется длина хвоинок; предложите  прикоснуться к иголочкам-хвоинкам и расположить веточки в порядке уменьшения их «колючести».
Помогите надломить каждую веточку у основания и предложите понюхать ее.  Ребенок выбирает веточку, запах которой нравится ему больше всего.

Рисуем веточки хвойных деревьев

Предложите  нарисовать веточки хвойных деревьев, используя метод штриховки различной длины.

Листья и деревья

Подготовьте  наборы листьев и рисунки деревьев. Задание: найти деревья, на которых растут те или иные листики. Трудность заключается в том, чтобы опознать лиственные деревья, изображенные в зимнее время. Если ребенок не справляется с заданием, ему помогают взрослые.

Бор, дубрава, ельник, роща

На листе бумаги большого размера «рассаживают» рисунки с изображением дуба. Сообщите  название леса, в котором растут одни дубы.  Спросите, какие деревья могут расти в ельнике. Продемонстрируйте картины, на которых изображены сосновый бор, березовая роща, дубрава, ельник.

Прогулка в парк или лес

Сходите на прогулку в парк или в лес. Ребёнок должен узнать и назвать те деревья, которые  ему  встретятся в пути. Во время прогулки необходимо выполнить еще одно задание: сравнить, поглаживая рукой стволы деревьев, шершавость их коры.

Дельфиненок - Семья