1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


Развитие экологических представлений

Консультация для воспитателей

"Развитие экологических представлений  дошкольников

о живой и неживой природе в процессе различных форм обучения"

"Природа для нас - кладовая солнца
с великими сокровищами:.
И охранять природу - значит охранять Родину".
М.М. Пришвин

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивные отношения к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы.

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание способствует развитию всесторонне развитой личности.

Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, но как это сделать?

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологический знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В уголке природы есть мини-лаботория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.)

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д.

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от "простого к сложному" на протяжении запланированного временного промежутка.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходят в несколько этапов.

Например, при знакомстве детей со свойствами воды:

Этап - беседа: "Что такое вода и для чего она нужна людям?"

Цель: познакомить детей со свойствами воды, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, льется, ее пьют, готовят пищу.

Этап - наблюдения детей за экспериментами с водой: "Какая бывает вода?"

Цель: выявить свойства воды - вода может быть теплой, холодной, в ней можно нагревать другие вещества, вода может иметь цвет и запах.

Этап - занятие "Волшебное превращение"

Цель: познакомить детей с агрегатным состоянием воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать, принимать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Этап - опыт: "Взаимодействие воды и снега."

Цель: выявить свойство воды: чем выше температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды, хрупкость, твердость, прозрачность, текучесть.

Этап - занятие "Интересное знакомство"

Цель: познакомить детей, где можно найти воду в быту и в природе по одному из свойств - текучести (в природе - река, ручей, дождь; в быту - из крана, в батареях, в чайнике).

Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.

Изучая с детьми строения тела животных, используются опорные карты, которые помогают детям в процессе обучения обобщать и анализировать.

Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольника. Метод экспериментирования является ведущим в дошкольном детстве, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.


Дельфиненок - Для Вас, педагоги!