1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Щелкунчик

Сказка и музыка.

П.И.Чайковский "Щелкунчик"

Новый год для каждого ребёнка - это ожидание чуда и сказки. Чудо может заключаться не только в дорогом подарке, лежащим под ёлкой, но и в совместном просмотре доброго фильма, чтении сказки, прослушивании прекрасной музыки. Одним из таких сказочных дней может стать знакомство с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.

История создания

В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Для оперы композитор избрал сюжет полюбившейся ему драмы датского писателя X. Херца «Дочь короля Рене» («Иоланта»), а для балета — известную сказку Э. Т. А. Гофмана (1776—1822) «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» (1819—1821). Сказка была использована не в подлиннике, а во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом под названием «История Щелкунчика». Чайковский, по свидетельству его брата Модеста, сам сначала «письменно изложил сюжет «Щелкунчика» со слов Всеволожского» и только затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа (1818—1910), сделавшим подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию. Прославленный мастер, к тому времени служивший в России уже более сорока лет и поставивший множество спектаклей, давал Чайковскому самые подробные советы относительно характера музыки.

Театральная премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге и имела большой успех.
Либретто "Щелкунчика" сочинено балетмейстером М. Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" (оригинальная переработка сказки принадлежит А. Дюма).
В балете две части. Музыка первого действия (детские сцены в доме Зильбергауза), построенная на сочетании реально-бытового и фантастического, отличается острой ироничностью, задушевностью, поэзией, тонкой портретной характеристикой каждого персонажа. Второе действие - "царство сластей" - напоминает грандиозный дивертисмент.
Огненно-стремительный Испанский танец ("Шоколад") сменяется сладостной, чарующей музыкой томного Арабского танца ("Кофе"), комический Китайский танец (отличающийся особым подбором тембров: свистящая мелодия флейты пикколо на неизменном фоне низких фаготов) контрастирует живому, ярко-темпераментному трепаку, сменяющемуся полным очарования и грации танцем пастушков...
Сюиту танцев завершает "Вальс цветов".  Драматургия "Щелкунчика" (как и остальных балетов Чайковского) основана на раскрытии излюбленной темы композитора - преодолении "злых чар" победоносной силой любви, света, разума. "Злое начало" - мышиное царство противопоставлено доброму, светлому, сердечному, воплощенному в образах Мари, Щелкунчика, персонажей волшебного царства сластей.
Меткость характеристики подчеркивается и тембровым своеобразием: злое, мертвящее выражено холодноватой звучностью низких кларнетов, фаготов и альтов, свет и добро - теплым пением гобоя, английского рожка, сочным, вибрирующим звучанием струнных инструментов.
Балет завершается в светлых, мягких пастельных тонах, как поэтическое сказание о безмятежном детстве, пробуждении чувств любви, света, радости.

Дельфиненок - Советы музыкального руководителя