1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


«Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС

Деловая игра «Брейн-ринг»  для педагогов ДОУ на знание основ положений ФГОС дошкольного образования

Подготовила: старший воспитатель Тушнова Е.В.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задачи:

  1. изучить с педагогами ФГОС ДО;
  2. активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
  3. содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.

Предварительная работа.

  1. Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
  2. Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
  3. Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
  4. Оформление памяток для педагогов

Оснащение:

Возможно использование информационных ресурсов для проведения игры – компьютер, мультимедийный проектор, создание мультимедийной презентации; конверты с ответами на вопросы, молоточки, жетоны для участников, аудиозапись песни «Поворот».

Организационный момент:

При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как таблички на столах, таким образом, получается 2 подгруппы воспитателей.

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем «Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования.

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.

Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен  в нашей системе?

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования  (от 17.10.2013 №1155)

Все эти документы требуют от  педагогов ДОУ высокого профессионализма.

Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать  на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса,  грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.

А сейчас я предлагаю вам разминочный тест-шутку, который разрядит обстановку и послужит поводом для более серьезного разговора. Но помните, что в каждой шутке есть доля шутки.

Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик четыре буквы: Л, Д, Р, П.

К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 4), не повторяясь (например, 1Л,4Р, 2П и т.д.)

Следующий этап – к каждому сочетанию буквы и цифры следует прибавить название какого-либо зверя, птицы или насекомого и по три качества, которые, на ваш взгляд, их характеризуют.

Может получиться следующая итоговая запись:

1Р – носорог, толстокожий, медлительный, непробиваемый.

2Л – пчела, резвая, трудолюбивая, неугомонная.

3П – муха, надоедливая, противная, жужжащая.

4Д – рыба, скользкая, юркая, красивая.

Пришло время дать расшифровку теста-шутки.

Л – любовь, Д – дружба, Р – работа, П – постель. Цифры говорят о том, на каком месте в вашей жизни они находятся, ну а животные с совокупными качествами – это то, как мы представляем себя в соответствующих жизненных процессах.

А теперь вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделимся на две команды. При входе в зал вы взяли кружочки определенного цвета. Сейчас я поставлю на столы цветные таблички, и попрошу вас пересесть таким образом, чтобы цвет таблички совпал с цветом кружочка. И так, у нас получилось две команды.

Правила игры:

Вам будет задан один и тот же вопрос, ваша задача ответить на него быстрее своих соперников. Обратите внимание у вас на столах лежат:

- молоточки, удар молоточка будет означать, что команда готова к ответу;

- пронумерованные конверты в соответствии с порядковым номером вопроса, нужно будет достать ответы и выбрать правильные.

Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Практическая часть.

Итак, начинаем наш брейн -ринг.

1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования? (раздел I., пункт 1.2)

  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав дошкольной образовательной организации.

2. К основным принципам дошкольного образования относятся: (раздел I., пункт 1.4)

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • Взаимодействие Организации с социумом;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество организации с семьей;
  • Формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Развивающий характер обучения;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

3. Стандарт направлен на решение следующих задач: (раздел I., пункт 1.6)

  • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • Обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
  • Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • Подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
  • Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4. Стандарт устанавливает требования: (раздел I., пункт 1.8)

  • К структуре Программы и ее объему;
  • К разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
  • К формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
  • К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  • К условиям реализации Программы;
  • К подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • К результатам освоения Программы.

5. Амплификация – это: (раздел I., пункт 1.4)

  • Обогащение развития ребенка, максимальная реализация его возрастных возможностей;
  • Всемерное ускорение психического и физического развития ребенка;
  • Замедление, отставание психического и физического развития ребенка.

6. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта? (раздел II., пункт 2.6)

  • Социально-личностное;
  • Социально-коммуникативное;
  • Познавательно-речевое;
  • Познавательное;
  • Речевое;
  • Художественно-эстетическое;
  • Физическое;
  • Коммуникативное.

7. Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает: (раздел II., пункт 2.6)

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
  • Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)

8. В рамках образовательной области «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать… (раздел II., пункт 2.6)

  • Навыки чтения и письма;
  • Познавательную мотивацию, познавательные действия;
  • Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.

9. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от (раздел II., пункт 2.7)

  • Компетентности воспитателя;
  • Наполняемости группы;
  • Возрастных и индивидуальных особенностей детей.

10. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: (раздел II., пункт 2.11.2)

  • Воспитание ребенка;
  • Содержание ребенка;
  • Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

11. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт 3.2.4)

  • Возможностей дошкольной организации;
  • Возраста детей;
  • Состояния здоровья;
  • Пожеланий родителей;
  • Специфики Программы.

12. Участие ребенка в психологической диагностике допускается: (раздел III., пункт 3.2.3)

  • Только с согласия его родителей (законных представителей);
  • С согласия ребенка;
  • По просьбе воспитателя.

Подведение итогов.

Заключение.

Я хочу вам рассказать Притчу «О переменах».

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются!

Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

«Что изменилось?» — спросил Учитель.

«Ничего...» — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

«Что изменилось?» — опять спросил Учитель.

«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.

«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».

«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.

«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».

- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

Дельфиненок - Мастер-классы