1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Прививка без слез

Прививка без слез.

Не так много найдется людей, которые спокойно относятся к уколам. В ожидании процедуры дрожь испытывают не только дети, но и взрослые. И если последние способны контролировать свои эмоции, то у детей подобный страх может закрепиться и перерасти в фобию. Избежать этого поможет применение адекватных возрасту методов профилактики и разъяснение необходимости данной процедуры.

Почему дети боятся прививок

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью посещения с ребенком медкабинета: подходит время делать прививки для оформления медицинской карты перед поступлением в детский сад или плановой вакцинации, например, против гриппа. Почти всегда эта процедура вызывает у дошкольников море слез, обиды на родителей, воспитателей и медсестер. Дети всеми возможными правдами и неправдами стараются избежать процедуры, боятся уколов, боятся даже самого этого слова.

Причины страха прививок:

  1. Страх неизвестности. Детям чаще всего четко и внятно не объясняется, для чего нужна прививка и что их ждет за дверями «страшного» кабинета. При вакцинации в ДОО, чтобы избежать возникновения негативных эмоций, педагоги до последнего момента утаивают от воспитанников, зачем они идут в кабинет врача. В результате получается обратный эффект – страх только усиливается и закрепляется.
  2. Обман. Чтобы успокоить ребенка, взрослые нередко начинают его убеждать в том, что укол – это совсем не больно. Понят- но, что из лучших побуждений. Но больно будет в любом случае. А вот такая ложь вызывает сомнения в правдивости родителей и педагогов, сомнения в том, что они защитят (т. е. нарушается потребность ребенка в безопасности), и дошкольник начинает искать доступные ему способы защиты.
  3. Непрожитый страх. Страхи необходимо проживать. Когда до- школьника, находящегося в тревоге, пытаются успокоить или напугать наказанием, эмоции закупориваются в организме, не имея выхода, и требуется затрачивать много сил на их удерживание. Если страх подавляется, умалчивается, т. е. не проживается, он будет возвращаться вновь и вновь. Более того, остается с человеком на всю жизнь, нередко управляя ею. Доказательством может служить тот факт, что страху прививки чаще подвержены дети, чьи родители сами в детстве боялись этой процедуры. Начиная суетиться и напрягаться при виде шприца, они тем самым провоцируют на подобное поведение и ребенка, поскольку детям свойственно копировать взрослых.
  4. Укол как наказание. Зачастую взрослые, чтобы как-то утихомирить непослушного ребенка, пугают его походами к врачу, болезненными уколами «от капризов». Он еще не понимает, кто такой врач и что такое укол, но по тону родителей чувствует, что это что-то плохое и неприятное. Поэтому, когда дело доходит до вакцинации, неудивительно, что ребенок вдруг наотрез отказывается заходить в медкабинет.

Страх прививки возникает в первую очередь из-за страха неизвестности. Взрослые не всегда могут объяснить, для чего нужна прививка, что ждет малыша за дверями "страшного" кабинета. При вакцинации детей в ДОУ во избежание возникновения у дошкольников негативных эмоций педагоги нередко до последнего момента утаивают от воспитанников "для чего они пойдут в кабинет  врача". В результате достигается обратный эффект – страх прививки только усиливается и закрепляется. Вторая ошибка взрослых в том, что они обманывают детей, утверждая, что это совсем не больно. Понятно, что делается это из добрых побуждений, чтобы как можно скорее успокоить ребёнка, сделать прививку не страшной. Но из- за этой лжи дети могут начать сомневаться в словах педагогов, родителей, ведь больно им будет в любом случае. Разумнее предупредить о боли, но сказать, что она будет не очень сильной и непродолжительной. В такие моменты важно также, чтобы родители, по возможности, были рядом, проявили эмоциональное участие, сопереживание горю, успокоили и пожалели ребёнка.

Очень полезными могут быть «Я-высказывания», например, "Я вижу, что тебе больно", "Я вижу, что ты боишься". Эти фразы не снимут вмиг все переживания дошкольника, но покажут ему, что близкий человек рядом и готов прийти на помощь.

Ознакомительная деятельность,  направленная на расширение и закрепление знаний о прививках у детей. Обобщение опыта, коллективные рассказы о причине возникновения страха во время вакцинации в виде тренингового занятия. Данное мероприятие необходимо для сбора дополнительной информации о причинах ярко выраженной концентрации страха у дверей медицинских кабинетов.

Создание поделок из пластилина на основе медицинских шприцов, аппликация на шприцах, создание различных образов. Данное творческое задание направлено на активацию  воображения. Для начала ребёнок должен представить шприц будущего – такой шприц, которого бы он не боялся. Далее, используя необходимые материалы, можно декорировать корпус медицинского шприца. Опредмеченные результаты детской фантазии можно покрыть лаком и использовать в качестве талисманов во время походов на уколы, прививки.

Дельфиненок - Советы медсестры