Как избежать проблем при встрече со школой
Чтобы здоровье не подвело или как избежать проблем при встрече со школой.
Современные родители, как правило, очень серьезно относятся к поступлению ребенка в школу. Задолго начинается выбор школы, желательно «сильной», оснащенной дополнительными учебными предметами, будущего ученика снаряжают на подготовительные занятия в той школе, к поступлению в которую стремятся родители… Сочетание тревоги и ожидание успехов – типичные чувства в душе родителей, отправляющих свое чадо на школьную скамью. Откуда же берется тревога? Почему поступление в школу считается суровым испытанием для маленького «новобранца»? Что может помешать ему легко влиться в ряды школьников и радостно покорять новые горизонты знаний?
Известно, что условием благополучной адаптации к школьному обучению является так называемая школьная готовность[1] – уровень развития физиологических и психологических возможностей, при котором ребенок успешно справляется с нагрузками, предъявляемыми ему школой.
Принято считать, что школа предъявляет прежде всего умственные нагрузки, апеллирующие к усвоенным знаниям и памяти – и в рамках подготовки к школе традиционно детей учат читать и считать, думая, что читающий ребенок бесспорно будет успешным учеником.
Психологи утверждают, что дело обстоит несколько сложнее: для школьного обучения должны быть развиты усидчивость, способность сосредотачиваться на задании, а не на том, что происходит вокруг, умение подчинять свои действия поставленной цели, распределять внимание, при необходимости быстро переключаться… Необходим определенный уровень развития точных движений пальцев рук, различения на слух звуков родной речи и многое другое.
Педагоги, работающие с детьми, хорошо знают еще одно условие успешности: результат обучения сильно зависит от работоспособности ученика – ведь усвоение учебного материала происходит только в тот период времени, когда ребенок имеет «рабочий» тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Школьное детство отличается от дошкольного прежде всего систематической учебной нагрузкой, предъявляемой в общем для всех детей темпе, с одинаковыми для всех требованиями. И не всегда время реальной учебной активности ребенка соответствует времени фактической длительности учебного занятия – многие дети способны быть продуктивными более короткое время, чем положено «по расписанию».
Среди причин, которые могут ограничивать успешность ребенка в обучении, одно из первых мест занимает общая ослабленность здоровья, существенным образом влияющая на работоспособность, результативность учебных занятий, а в конечном итоге и на самосознание ученика.
Ослабленный физически ребенок не обладает достаточной работоспособностью для того, чтобы благополучно справиться с нагрузкой, предлагаемой в процессе обучения. Он успевает устать задолго до наступления перерыва между занятиями, не успевает отдохнуть за перемену, обычные для других учеников требования и раздражители оказываются для него чрезмерными. Нередко нам приходится наблюдать, как ребенку, вполне способному по своим умственным возможностям освоить требования учебной программы, непосильными становятся систематические «нормативные» занятия, длительное пребывание в детском коллективе. Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводят к формированию хронической усталости или переутомления.
Принципиальное различие между «нормальным» утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого восстановления не происходит. Переутомление представляет собой состояние, пограничное между здоровьем и болезнью, это благоприятный фон для развития болезненных отклонений и в физическом, и в психическом здоровье. При переутомлении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливаются эмоциональная неустойчивость, раздражительность и возбужденность, возникают головные боли.
Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома. Астенический синдром - это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становиться раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли становятся стойкими, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей - непереносимым становится пребывание в шумном детском коллективе, звук школьного звонка может заставлять его вздрагивать, громкий голос педагога вызывать головную боль.
Чувствительность глаз иногда нарушается настолько, что глаза у ребенка краснеют, он начинает щуриться, часто моргать, на фоне истощенной нервной системы, что приводит к формированию «глазного тика» – навязчивого моргания. Повышенная утомляемость глазных мышц в этом состоянии приводит к неспособности длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, текст становится неотчетливым, расплывчатым, содержание прочитанного не усваивается. Часто этому сопутствует падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребенок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Ярко проявляется нарушение нервной регуляции: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса, всевозможные боли, не имеющие физической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми просыпаниями. По утрам ребенок испытывает субъективное чувство усталости, угнетенности, нежелание ничем заниматься. У переутомленного ребенка повышена готовность к формированию невротических расстройств: тиков, заикания, энуреза, навязчивых мыслей, действий или страхов. Легко возникающие в таком состоянии раздражение и гнев ухудшают отношения со сверстниками, а плаксивость может сделать ребенка объектом насмешек.
Особенно тяжелая для ребенка ситуация складывается при несовпадении ожиданий взрослых и достижений ребенка. Если от ребенка ждут безусловных успехов, неизбежные при переутомлении трудности и неудачи вызывают недовольство родителей. В результате у него возникает и поддерживается высокий уровень тревоги, представление о себе как о безнадежно плохом ученике, заслуживающем порицания учителя и собственных родителей. Все это дезорганизует деятельность ребенка, еще больше истощает его и ухудшает результативность любой деятельностью. В таком состоянии ребенок не способен справиться даже с той учебной нагрузкой, которая была вполне ему доступна, иногда даже производит впечатление отстающего в умственном развитии. Он может безразлично смотреть на предложенное задание, не стараясь его выполнить, отвечать “невпопад”, или отказываться выполнять задания, капризничать, отвлекаться, начинать жаловаться на головную боль. То, что оценивается взрослыми как капризы и лень, нередко связано с тем, что ребенок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться. «Помощь» в виде дополнительных занятий лишь усиливает утомление и, соответственно, проявления астенического синдрома. Упреки в лени, наказания приводят к тому, что ребенок замыкается, становится плаксивым и угрюмым, часто появляется негативное отношение к школе.
Причины астенических состояний.
К сожалению, в наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. В этом играют роль и ухудшение экологической обстановки, увеличение удельного веса “синтетического” питания, насыщенного консервантами и красителями, и подверженность вредным воздействиям от окружающей человека электронной и радиотехники, бытовой химии, и уменьшение физических нагрузок и «стрессогенность» напряженной городской жизни. Уже в дошкольном возрасте нередко дети разрываются между «развивающими» занятиями, с помощью которых родители хотят обеспечить им «достойное будущее», не имея адекватной возрасту возможности играть и двигаться. Врачи отмечают “помолодение” многих болезней, ранее считавшихся исключительно “взрослыми”: таких, как язва желудка, бронхиальная астма. Многие дети подвержены частым простудным заболеваниям, возможно, это связано с общим снижением иммунитета, особенно в больших городах. От “обычного” ОРЗ ребенок считается выздоровевшим через 5-7 дней, однако восстановление исходного состояния организма происходит лишь спустя 3-4 недели. В этот период, когда ребенок уже считается здоровым, он более уязвим для нового заболевания, быстрее утомляется, более нервозен, чем обычно. Частые простуды не только ослабляют организм, но и ведут к формированию очагов хронической инфекции: хронических тонзиллитов, гайморитов и т.д. Эти заболевания, на первый взгляд довольно безобидные, на самом деле являются причиной хронической интоксикации (отравления) организма и приводят к снижению общего тонуса, работоспособности, устойчивости к нагрузкам, в том числе и умственным.
Общая ослабленность организма, незрелость регуляторных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка, могут быть также врожденными. Обычно это последствие осложненного течения беременности у матери или влияния на мать во время беременности токсических веществ. Дети от такой беременности часто рождаются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают, иногда до рвоты, плохо прибавляют в весе. Они болезненно реагируют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привычной обстановки. В дошкольном возрасте родителей могут беспокоить поверхностный чуткий сон ребенка, частые пробуждения, возбуждение и стереотипные движения при засыпании (раскачивание, сосание пальцев), ночной энурез, сниженный аппетит, выраженная избирательность в еде (например, некоторые дети не едят мясной пищи или овощей), повышенная склонность к аллергическим реакциям, простудам, инфекциям. Неустойчивость тонуса нервной системы проявляется склонностью к нарушениям пищеварения, аллергического фона, колебаниям сосудистого тонуса, беспричинным колебаниям температуры, выраженной метеозависимостью. Такие дети часто выглядят моложе своего возраста, отличаются возбудимостью, капризностью, плаксивостью.
Важной причиной повышенной утомляемости многих первоклассников является и то, что начало школьного обучения совпадает по времени с периодом интенсивного роста (ростовой скачок 6-7 лет). В этот период созревание нервной регуляции и сердечно-сосудистой системы часто отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Вытянувшийся и внешне повзрослевший ребенок на деле оказывается менее устойчивым к различным нагрузкам до того момента, когда выросший организм вновь придет к гармоничному равновесию. Из-за этого и для здорового первоклассника обычная школьная нагрузка может оказаться избыточной, неблагоприятно подействовать на здоровье. Тем более уязвимым во время ростового скачка становится ребенок ослабленный.
Тесно связаны проявления соматического неблагополучия и с особенностями воспитания ребенка. Случается так, что чрезмерно опекающие болезненного ребенка взрослые мешают формированию у него самостоятельности, умения преодолевать трудности, адекватной самооценки. Занижая уровень требований, поощряя капризы и эгоцентризм, фиксируя внимание ребенка на его болезнях, они могут способствовать формированию ипохондрических установок (ипохондрия - повышенное внимание к своему здоровью, выискивание признаков той или иной болезни). Столкнувшись с необходимостью прикладывать определенные усилия для достижения результата, ребенок чувствует себя дискомфортно, склонен “уходить” от напряжения, связанного с учебной работой, в болезненные ощущения, реальные или мнимые.
Ребенок, обделенный вниманием близких, напротив не получает необходимого лечения, его проблемы игнорируются, он обвиняется в желании «увильнуть» от нагрузки. Длительно находясь в условиях неадекватной его состоянию нагрузки, он становится стойко неуспевающим, перестает чувствовать себя полноправным членом детского коллектива, у него снижается желание учиться, возникают депрессивные и протестные реакции.
Как помочь ослабленному, быстро устающему ребенку сохранить здоровье и жизнерадостность в условиях школьного обучения? Прежде всего, необходимо соотнесение уровня требований и режима нагрузок с реальными возможностями ученика, с особенностями его здоровья и работоспособности. Подумаем, так ли одинакова школьная нагрузка? Конечно, в одном классе очень трудно ее дозировать, ориентируясь на разных учеников. Но существуют разные школы, разные классы с различными подходами к обучению.
Выбор школы – непростая задача для большинства родителей. Ведь так хочется, чтобы школьные годы сделали ребенка образованным, умным, успешным, владеющим иностранными языками, спортивным – то есть полностью готовым покорять социальные олимпы. Школ предлагается множество: экспериментальные, авторские, частные, гимназии, лицеи… Привлекательность для родителей чаще всего обеспечивается дополнительными предметами и сокращением начального периода обучения (такие школы предпочитают набирать в первый класс детей, умеющих читать и считать).
Определяя своего ребенка в такую школу, подумайте - по силам ли ему окажутся нагрузки? Завышенная планка становится первым тяжелым испытанием для первоклашки – ведь от него ждут непременного успеха. К сожалению, родители с большими притязаниями редко адекватно оценивают возможности своего ребенка, редко помогают ему в преодолении школьных трудностей, эмоционально поддерживают, укрепляют веру в свои силы. Практически неизбежные учебные трудности болезненно ими переживаются, часто незадачливого ученика ругают, наказывают, высмеивают. Чувство вины и тревога, возникающие у ребенка, не только пагубно действуют на здоровье, но и закономерным образом снижают без того невысокие результаты.
Как же выбрать школу, чтобы не превратить учение в мучение? Просто выбор должен определяться не только Вашими желаниями, но и соответствием между особенностями ребенка и особенностями обучения. Необходимо иметь ясное представление о режиме учебных занятий (количество уроков, их продолжительность, чередование, распределение уроков в течение дня, пятидневная или шестидневная неделя, общее время пребывания в школе, количество детей в классе и т.д.) и насыщенности учебной программы (дополнительные предметы, углубленное изучение отдельных предметов, экспериментальные программы и т.д.).
«Престижные» школы часто отличаются интенсивной программой обучения (быстрый темп и большой объем учебного материала, дополнительный предметы, углубленное изучение иностранного языка или математики), в других школах чрезмерная нагрузка связана с организационными проблемами: большим количеством детей в классе, занятиями во вторую смену и т.п. Очевидно, когда эти особенности сочетаются, то детям бывает вдвойне трудно.
Есть также школы со «щадящим» режимом работы – не больше четырех уроков в день, занятия только в первую половину дня, небольшое количество учеников в классе, физкультминутки, уроки по 35 минут, каникулы каждые пять недель. В сочетании со спокойным продвижением по учебной программе это и является так называемой «здоровьесберегающей» образовательной технологией. К счастью, школ с подобным подходом к организации обучения постепенно становится больше.
Если Ваш ребенок часто болеет, быстро устает, медленно включается в работу, нуждается в неоднократном повторении для усвоения учебного материала, вряд ли он будет комфортно себя ощущать в школе с напряженным режимом работы и интенсивной программой. Он нуждается в щадящем режиме учебных нагрузок. Это относится также к неусидчивым детям, рассеянным, тревожным, склонным болезненно переживать свои неудачи, медленно привыкающим к новой обстановке и новым людям, страдающим тиками, страхами, нарушением сна. Непосильные нагрузки могут создать у них не только серьезные проблемы в обучении, но и ухудшить состояние здоровья. Если Ваш ребенок отличается медлительностью (для того, чтобы ответить на вопрос или выполнить задание, он должен подумать), тогда он обязательно должен иметь для этого время. Медлительные дети могут иметь хорошие интеллектуальные способности, но быстрый темп работы будет их дезориентировать. Поэтому им также больше подходит «спокойная» программа. Дети, пишущие левой рукой, как правило, пишут несколько медленнее своих праворуких ровесников. Поэтому для них крайне нежелателен «скоростной» тип обучения. И совершенно необходим учитель, понимающих и принимающий их особенности, не стремящийся во что бы то ни стало «переучить» леворукого ребенка.
А если ваш ребенок имеет недостатки речевого развития (если он поздно заговорил, если он не может пересказать сказку или мультфильм, использует мало слов и примитивные предложения, неправильно произносит и слышит какие-то звуки), то ему будет нелегко в любой школе. Для успешного овладения чтением и письмом такой ребенок обязательно нуждается в дополнительной индивидуальной работе с логопедом, систематической и регулярной. Для того, чтобы общая нагрузка не оказалась чрезмерной, он так же нуждается в менее интенсивной программе и щадящем режиме.
Вы проанализировали особенности своего ребенка и огорчились – придется отказаться от самой престижной школы в районе и искать что-нибудь попроще? Не огорчайтесь. Задача начальной школы – дать ребенку прочные учебные навыки и основы будущих знаний, не лишив его при этом здоровья и желания учиться. И никто пока еще не доказал, что для этого надо сильно усложнять учебную программу. Лучше поищите внимательного, доброжелательного учителя, который станет для Вашего ребенка добрым проводником в мир знаний.
Вторым существенным фактором, определяющим нагрузку на ребенка и зависящим непосредственно от родителей, является возраст, в котором Ваш ребенок перешагнет школьный порог. В соответствии с современными требованиями, дети могут начинать обучение в первом классе общеобразовательной школы в возрасте с 6 до 7 лет. Опытные педагоги знают, какая огромная разница существует между тем первоклассником, которому недавно исполнилось 6 лет, и тем, кому уже есть 7 с половиной. Задумайтесь: для того, чтобы справиться со школьными требованиями, к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня физического и психического развития. Известно, что рост и развитие детского организма происходит неравномерно, периоды интенсивного развития чередуются с "дозреванием" регулирующих систем. На каждом этапе формируются специфичные для данного этапа свойства отдельных систем и всего организма. При нормальном развитии к концу дошкольного возраста заканчивается “ростовой скачок”, изменяющий пропорции тела ребенка, замедляется энергия роста, укрепляется мышечная система, нарастает мышечная масса. Однако, несмотря на “повзрослевший” вид ребенка, вегетативная нервная система, отвечающая за регуляцию деятельности внутренних органов и определяющая устойчивость, выносливость организма, и периферическая нервная система, управляющая ловкостью и координированностью движений, особенно мелких и точных, еще находятся в стадии активного созревания, которая будет продолжаться весь младший школьный возраст. Продолжается также формирование костной системы - скелет ребенка еще достаточно слаб и может пострадать от неадекватных нагрузок. Все эти изменения физиологически приходятся на конец дошкольного возраста и должны завершиться к моменту начала систематического школьного обучения. Но дошкольный возраст длится-то не до 6 и не до 6 с половиной лет, а до 7! Вот и оказываются за партой ученики, у которых от неподвижного сидения за партой начинает болеть спина (ни мышцы, ни кости не готовы еще к длительной статической нагрузке), от попыток писать болят кисти рук (а результаты все равно ниже всякой критики), расстраивается зрение (глаза не готовы к длительной работе с тетрадями и книжками), которым трудно распределять и удерживать внимание на уроке, быстро переключаться с одной деятельности на другую… А всего-то надо было подрасти, окрепнуть физически для того, чтобы быть готовым вступить в новый этап своей жизни.
Почему торопятся родители, отдавая своих малышей в школу? Наверное, не последнюю роль играет родительское самолюбие: взяли такого маленького, значит, умный! Иногда считают, что более зрелому ребенку «будет скучно» - и не задумываются, что скучно бывает тогда, когда не получается, когда трудно, когда нет надежды на успех, а тому, у кого все получается, похвалы учителя привычны и дневник украшают пятерки, напротив, на уроках очень даже интересно.
По данным Института возрастной физиологии, все дети, начавшие обучение до 6 с половиной лет, и значительная часть детей, начавших обучение до 7 лет, испытывают трудности в обучении и имеют отклонения в состоянии здоровья, обусловленные учебной перегрузкой. Число детей с аналогичными проблемами, пришедших в школу после 7 лет, значительно ниже. Стоит задуматься об этом, размышляя о поступлении ребенка в школу? Наверное, стоит.
Вы видите – вашему первоклашке предстоит учиться, его организму надо расти, психике – развиваться, при этом необходимо не растерять ни здоровья, ни веры в себя. Ваша задача – не только понять, поддержать, помочь, когда это необходимо, но и так организовать жизнь ребенка (а при необходимости – всей семьи), чтобы школьные нагрузки не привели к переутомлению, неврозам, нарушениям осанки и зрения и прочим «издержкам образования».
Прежде всего стоит задуматься о режиме дня не как о надоевшей абстракции, а как о реальном способе добиться оптимального состояния нервной системы и всего организма ребенка в целом. Ведь оптимальное состояние функций организма – это оптимальная работоспособность, а оптимальная работоспособность – это оптимальные достижения. Заманчиво? Тогда продумайте и претворите в жизнь достаточные простые рекомендации по упорядочиванию жизни ребенка.
В чем главная задача режима школьника? Прежде всего – обеспечение высокой работоспособности нервной системы (т.е. способности в минимальные сроки достичь максимальных результатов) в часы учебных занятий в школе и дома. Достичь этого можно за счет определения посильной (не чрезмерной, не вызывающей переутомления) нагрузки, достаточного и полноценного отдыха, правильного распределения нагрузки в течение суток, регулярного ее чередования с отдыхом. Если ребенок изо дня в день в одно и то же время ложится спать и просыпается утром, обедает после возвращения из школы, садится делать уроки после прогулки, то ему легче планировать и распределять время, быстро включаться в работу, успешно выполнять ее в более короткое время.
Режим дня должен включать в себя и определять целесообразное чередование:
- учебных занятий в школе и дома;
- отдыха с достаточным пребыванием на свежем воздухе, насыщенный подвижными играми или физкультурными занятиями;
- регулярного полноценного питания;
- полноценного, достаточного по продолжительности сна.
Начнем с последнего в этом перечне, но важнейшего для состояния ребенка фактора – сна. Его значение невозможно переоценить, правильнее будет сказать, что недосыпание сведет на нет все усилия помочь в учебе и сохранить здоровье первокласснику. Оно резко отрицательно сказывается на состоянии ребенка, прежде всего психическом: дети становятся легко возбудимыми, часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, не могут сосредоточиться при работе. Частое недосыпание – одна из причин переутомления и неврозов у школьников.
Какова потребность первоклассника во сне? Для детей 6-7 лет она составляет 10-11 часов, для детей 8 лет и старше – не менее 9,5 часов. Потребность во сне зависит не только от возраста ребенка, но и от состояния его здоровья. Дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после заболеваний, склонные к повышенной возбудимости или утомляемости, нуждаются в более продолжительном сне. Всем первоклассникам в начале учебного года рекомендуется спать больше, чем детям, адаптированным к систематической учебной нагрузке. Увеличить продолжительность сна можно за счет 1-1,5 часов дневного сна. Физиологами показано, что дневной сон восстанавливает работоспособность организма в большей степени, чем любой другой вид отдыха, даже лучше, чем столь полезные детям игры на свежем воздухе. Если вам удастся организовать режим таким образом, чтобы ребенок мог поспать днем, его продуктивность во время выполнения домашних заданий заметно возрастет, а сам он станет активнее и жизнерадостнее.
Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок ежедневно достаточное время проводил на свежем воздухе. Активный отдых на воздухе – мощный оздоровительный фактор: улучшается вентиляция легких, повышается содержание кислорода в крови, нормализуется состояние нервной системы. Специальными исследованиями показано, что если ребенок мало бывает на открытом воздухе, а находится преимущественно в помещении, даже хорошо освещенном и снабженном источником ультрафиолета, у него быстрее устают мышцы спины, снижается содержание фосфора (важного питательного элемента для нервных клеток) в крови, снижается острота зрения.
К сожалению, традиционная организация учебного процесса в школе и уклад жизни в большинстве семей не обеспечивают потребность детского организма в движениях. При смене относительно подвижного образа жизни дошкольника на «сидячую» жизнь школьника гиподинамия (недостаток двигательной активности в повседневной жизни) резко возрастает. Поэтому совершенно необходимо позаботиться о компенсации дефицита движений в жизни ребенка.
Что рекомендуют физиологи? В режиме дня обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и прогулки с подвижными играми. Общая продолжительность пребывания детей на воздухе должна составлять от 2 до 3,5 часов в день (включая дорогу в школу и обратно и прогулку во второй половине дня). Прогулка после обеда и послеобеденного отдыха - мощный тонизирующий фактор, она способствует быстрому восстановлению функционального состояния организма. Установлено, что оптимальный эффект обеспечивает 1-1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе, насыщенный играми или физкультурными занятиями средней подвижности (если отдых перенасыщен активными движениями – при некоторых спортивных занятиях или чересчур подвижных играх, то он приведет к усталости, снижению работоспособности). Если ребенок возбудим и чересчур подвижен, надо в завершение прогулки спокойно пройтись с ним, поговорить о предстоящих делах, обратить внимание на то, что происходит вокруг, на природные явления, занятия окружающих людей – так вы поможете ему успокоиться, сосредоточиться, а заодно поучите планировать свою деятельность, разовьете кругозор.
Большое значение для поддержания здоровья и работоспособности вашего ученика играет правильное питание. От питания растущего организма зависит не только гармоничное развитие, устойчивость к стрессовым и прочим неблагоприятным воздействиям, укрепление общего состояния здоровья, но и повышение работоспособности и успеваемости школьника. Пища должна содержать пищевые вещества - белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины – которые необходимы как источник энергии и строительного материала для растущего организма.
Мы коснулись вскользь вопросов организации жизни начинающего ученика, очевидно, что эта большая и серьезная тема заслуживает отдельного более подробного разговора. А как быть, если Ваш ребенок изначально отличается слабым здоровьем, часто болеет, имеет хронические заболевания? Чем раньше Вы задумаетесь об укреплении его физического состояния, тем лучше. Не стоит надеяться на то, что все образуется само собой. Поддерживайте тесный контакт с детским врачом. Очаги хронической инфекции должны быть пролечены по возможности до их полной ликвидации, по поводу хронических заболеваний также должно проводиться систематическое лечение. Полноценное питание с достаточным количеством витаминов, режим дня, свежий воздух иногда делают чудеса. Создайте условия для того, чтобы ребенок побольше двигался, а по мере возможностей (и после обсуждения с детским врачом) занимался спортом и получал закаливающие процедуры – это лучший способ укрепить вегетативную нервную систему, которая отвечает за устойчивость организма к нагрузке. Конечно, не стоит рассчитывать на то, что проблемы ребенка исчезнут за одну-две недели, скорее всего, он длительно будет нуждаться в систематической заботе о своем здоровье. Главное то, что прогноз в целом благоприятен: в адекватных условиях растущий ребенок становится более работоспособным, активным, жизнерадостным, легче справляется с учебной нагрузкой.
Ослабленному ребенку необходима организация охранительного режима учебной работы с учетом его состояния (при улучшении состояния нагрузка может постепенно повышаться, при ухудшении - снижаться). Охранительный режим предполагает строгое чередование нагрузки и своевременного достаточного отдыха, адекватный двигательный режим, достаточный сон (при необходимости дневной), правильное распределение нагрузки в течение учебного года и рабочей недели, предоставление при необходимости дополнительного выходного дня.
Основной показатель адекватности учебной нагрузки на ребенка - это высокая работоспособность и активность во время занятий. Быстро наступающее утомление показывает несоответствие предъявляемых требований и возможностей ребенка.
Утомление ребенка можно заметить по следующим признаками:
- снижение чувствительности (для того, чтобы привлечь внимание утомленного ребенка, взрослому приходится повышать голос);
- падение силы и ухудшение координации движений (нарушается осанка сидящего ребенка, хуже становится почерк и т.д.);
- ухудшается концентрация внимания, пропадает интерес к выполняемому заданию, умственная деятельность становится менее продуктивной (так, на решение одной и той же задачи в конце занятия ребенку может потребоваться значительно больше времени, чем в начале).
В процессе обучения утомление неизбежно, но нагрузка должна дозироваться таким образом, чтобы возникающее утомление исчезало после отдыха, следующего за работой. Форсирование учебной нагрузки и завышение требований недопустимо для ослабленных детей, тем более недопустимо превышение суммарной нагрузки за счет дополнительных занятий сверх положенного учебного плана.
Эти простые мероприятия часто оказываются решающими в преодолении переутомления. Правильно организованные усилия будут вознаграждены не только улучшением соматического здоровья, но и успешной адаптацией к школьному обучению и полноценным личностным развитием ребенка.
Чем еще вы можете помочь своему ребенку, начинающему школьную жизнь? Наведите порядок в игрушках: любимые оставьте (ведь игровое детство не заканчивается первого сентября, и ребенок еще долго будет с радостью возвращаться к ним), а ненужные, неинтересные, невостребованные уберите куда-нибудь, чтобы они не занимали место и не создавали беспорядок. Имейте в виду, что беспорядок и хаос утомляют ребенка, отвлекают его, отнимая силы от учебной работы. Научите его поддерживать порядок на своем рабочем месте, выделив специальные места для всех необходимых предметов (карандашей и ручек, точилок, ластиков, тетрадок и прочих важных мелочей школьной жизни). Первое время наводите порядок вместе с ним – тогда он быстрее привыкнет к нему и научится его поддерживать.
Не забудьте как следует отдохнуть в последнее дошкольное лето, не забудьте вернуться домой хотя бы за неделю, чтобы войти в привычный ритм жизни, ввести ребенка в тот режим, которого он будет придерживаться, начав учебу. И – счастливой вашему ребенку школьной судьбы!
Психологический словарь к статье
Астенический синдром - это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению.
Ипохондрия - повышенное внимание к своему здоровью, выискивание признаков той или иной болезни.
Школьная готовность (готовность к школьному обучению) – определенный уровень физического и психологического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к срывам социально-психологической адаптации, ухудшению физического или нервно-психического здоровья и неуспеваемости. Готовность к школе – комплексная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Внутри понятия готовности к школе выделяют психологическую готовность к школьному обучению - комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Психологическая готовность к школьному обучению включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность - положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность - достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность - достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность - способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Готовность к школьному обучению в значительной мере определяется индивидуальным уровнем созревания коры больших полушарий и регуляторных структур мозга. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функционального развития. Готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других условий.
Дельфиненок - Советы медсестры