1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


Фитбол-гимнастика в детском саду

Консультация для педагогов

"Фитбол-гимнастика в детском саду"

Подготовила: инструктор по физкультуре  - Цветова С.Е.

Современное дошкольное образование живет в условиях модернизации и преобразований, направленных на повышение качества воспитательно – образовательной работы, внедрение новых педагогических технологий.

Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Данная методика  носит практическую и коррекционную направленность, влияет на развитие двигательных умений, координации движений, функций равновесия, а также вызывает положительные эмоции у детей. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Прежде чем приступить к внедрению комплексов фитбол-гимнастики, необходимо приобрести достаточное количество гимнастических мячей (фитболов). На первых занятиях, главной задачей будет вызвать у детей интерес к новому спортивному оборудованию, дать возможность самостоятельно поиграть с мячами, получить первое представление об их свойствах, поэкспериментировать с ними.

Следующим этапом работы будет обучение детей умению правильно садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап проводится отдельно с каждым ребёнком, затем с подгруппой по 8-10 детей. Продолжительность занятий с фитболами постепенно увеличивается, в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.


Элементы фитбол-гимнастики включаются в разминку, например ходьба по кругу с мячом в руках, подбрасывание в ходьбе, прокатывание и тд., в комплексы ОРУ в подвижные игры «Догони мяч», «Быстрый и ловкий» Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только музыка заканчивается, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок победитель.  Так же  их можно  использовать в эстафетах, они находят применение во время досуга и  в ритмических композициях на праздниках.

В каждом возрасте занятия с использованием фитбол – мячей имеют свои особенности.  С детьми младшего дошкольного возраста они не имеют строгой очерченной трехчастной формы.  Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики; (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание). При обучении физическим упражнениям на фитболах у малышей, в большей мере необходимо  использовать показ и упражнений имитационного характера (например, действия зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах,  Мишу с бочонком меда и др.)


Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Дети получают удовольствие не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. С детьми младшего дошкольного возраста упражнения на мячах  используются в качестве фрагмента занятия, так, например, в основной части - комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры с мячом.

Движения детей старшего дошкольного возраста более координированные и точные, подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, организованно и дисциплинированно, они достаточно хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому увеличиваю количество музыкального сопровождения в серии упражнений. Дети охотно и многократно повторяя упражнения, могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды движений. В старшем возрасте главной задачей будет обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитие двигательной координации с использованием гимнастических мячей.


В этом возрасте больше внимания нужно уделять  игровым упражнениям в разминочной части, в которую включаются задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля. После сильного возбуждения в основной части, с ее повышенной двигательной активностью, перейдите на заключительную релаксационную часть, также с использованием фитбол — мячей. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения.

Большая роль отводится  коммуникативным, командным играм, соревнованиям, эстафетам с использованием фитбол – мячей, например «Лошадки», и тд) .

В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей все большее значение приобретает использование словесных приемов без сопровождения показом.  Применяйте показ, когда знакомите детей с новыми движениями. Повышению эффективности занятий, созданию эмоционального подъёма, чувства радости и удовольствия, способствует сочетание фитбол — гимнастики с музыкой, проговаривание стихов в ритм движений и пения в такт любимой мелодии (стишок, пример). Ко многим физическим упражнениям вместе с детьми придумайте условные названия, которые помогут  им освоить движение на фитболе, и отразить характер движения, например: «Боксер», «Мостик», «Улитка».

С целью закрепления упражнений на фитболе  в  детском саду необходимо  создать условия и в группах. Если  есть фитбол-мячи, то дети охотно пользуются приобретенным опытом и в свободной двигательной деятельности. Для включения родителей в образовательный процесс,  давайте консультации по данной проблеме, подбирайте комплексы  фитбол — гимнастики для занятий в домашних условиях.  Многие родители, особенно мамы, заинтересуются этими занятиями и приобретут мячи детям дома.

Подводя итог, хочется отметить, что на данный момент существует множество методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом, но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в детском саду позволяет сделать вывод, что высокая эффективность занятий может быть достигнута только при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм:

• происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;

• развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

• способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка. Если даже в каком-то дошкольном учреждении нет фитболов, то мой совет приобретите, и вы не пожалеете, ваши занятия с детьми станут интересными, занимательными и самое главное подарят радость и хорошее настроение детям.

«Золотые» правила фитбол – гимнастики

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, необходимо соблюдать основные правила фитбол-гимнастики:

• Подбирать фитбол каждому ребенку по росту.

• Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.

• Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

• Начинать занятия с простых и. п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.

• Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

• Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.

• Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.

• При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

• Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.

• Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.

• На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

• Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.

• С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела.

Дельфиненок - Для Вас, педагоги!