1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Родителям на заметку!


Формирование культурно-гигиенических навыков.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка  для тела.

Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребёнка к следующим гигиеническим навыкам:

  • Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения.
  • Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения.
  • Мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий).
  • Принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом – и перед дневным сном.
  • Подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым.
  • Полоскать рот  после приёма пищи (с двух лет).
  • Мыть ноги перед сном.

Для проведения гигиенических процедур с ребёнком создайте все необходимые условия:

  • Поместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребёнка.
  • Подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран.
  • Прикрепите ручку – держатель к стене, чтобы ребёнок мог держаться за неё обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа.
  • Положите в ванной коврик (решётку), чтобы ребёнок не  поскользнулся.

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий.

Какова последовательность освоения навыков на втором, третьем году жизни ребёнка?

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой…

И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребёнка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к 2 -2,5 годам, а пользоваться ложкой его можно научить к 1,5 годам. Итак, можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • Формирование навыков - длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • Формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т.п.);
  • По мере формирования навыков и привычек у ребёнка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым: нести вместе с мамой сумку, убрать со стола посуду, вытереть тряпкой стол, положить на место игрушки и книжки. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё они непрочны. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя, попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки, топая по грязной луже.

К трём годам ребёнок может с небольшой помощью одеваться и раздеваться, развязывать и завязывать шнурки, расстёгивать и застёгивать пуговицы, несложные пряжки на обуви. Знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, зубной щёткой. К этому возрасту детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может и не заметить испачканных штанишек.

Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам?

Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребёнка на «секретах» того или иного действия. Например, главный «секрет» приёма пищи – брать еду с ложки губами, а не языком. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, подсказывает правильное действие, направляет  последующий ход.

Ласковый голос, спокойное  и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.

Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашечки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы Ваше объяснение было понятно малышу. Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребенок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать.

Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие. Если ребёнок допустил оплошность, посочувствуйте ему, помогите исправить ошибки.

И последнее. Воспитывая у детей опрятность и аккуратность, избегайте мелочного контроля над малышом. Маленький ребёнок любознателен, ему всё интересно – и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить куличики из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте ему радоваться своим открытиям.

 

Дельфиненок - Первая младшая группа

Версия для слабовидящих