1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Основы безопасности жизнедеятельности

Сообщение из опыта работы для педагогов

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Подготовила: воспитатель подготовительной группы -  Яцюк Светлана Александровна

Основу здоровья человека составляет безопасное поведение. Обучение безопасному поведению должно начинаться в раннем возрасте, формироваться в дошкольном и раннем школьном возрасте, стойко закрепляться в подростковом и юношеском периоде.

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.

В воспитательно–образовательном процессе старших дошкольников  в ДОУ широко используются  ситуативно-имитационное моделирование и поисково- исследовательская деятельность, как методы закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений.

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод  ситуативно-имитационного моделирования, содержащий в своей структуре три компонента которые обуславливают  ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации

При помощи моделирования ситуации осуществляется осознание детьми целей деятельности, задач действий, развитие мотивации, упрочнение практических навыков и обогащение способов деятельности. Под моделированием ситуации понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения.

Важно учитывать специальные условия для эффективного использования метода моделирования ситуации:

•​ отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге;

•​ применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

•​ осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком;

•​ организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности.

Основой непосредственно организованной деятельности с детьми моей  группы является метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций, построенный на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях.

Детям нравится моделирование ситуаций на макетах (например, разыгрываются ситуации «Мы на остановке», «Прогулка по городу», «Играем в мяч во дворе», «Переходим проезжую часть», и др.). Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности. Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Ситуация «Друзья на разных сторонах дороги. Саша кричит  Олегу, что бы он быстрее перебежал на его сторону дороги. Пешеходный переход через 10 метров. Как поступит  Олег в этой ситуации? Побежит через дорогу сию же минуту, дойдет до пешеходного перехода и перейдет дорогу на зеленый свет светофора?»

Ситуация: «Мальчик слушает музыку, у него в ушах наушники, и в это же время он начинает переходить проезжую часть дороги в отведенном для этого месте. Что может произойти с мальчиком и что он сделал неправильно?»

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. Ребенку нужно помочь овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой через поисково-познавательную деятельность. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы  «как?»  и «почему?»

В ходе опытнической деятельности  дети учатся  наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В экспериментально-исследовательской деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с фактороми, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одном исследовании может быть затронуто одно или несколько направлений.

Знакомя  детей на занятиях с понятием «вода», ее значением для человека, бережном и разумном использовании. В ходе цикла бесед, опытов, рассматривание иллюстраций у детей закрепляются знания о воде. Но в тоже время происходит в этих занятиях взаимосвязь с факторами, укрепляющими и настораживающими на безопасность жизнедеятельности ребенка. Давно известно: вода, а точнее плавание, приносит огромную пользу, закаляет организм. Ребенку необходимо помочь овладеть элементарными правилами безопасного поведения на воде. Познакомить ребенка же с азами водной грамоты гораздо сложнее. Ведь чтобы наглядно объяснить дошкольнику, какое место подходит для купания, где можно нырять и как вести себя в лодке надо не только все это знать самому, но и суметь показать свои знания на практике. Тогда и ребенок лучше усвоит и запомнит их. Человек, умеющий плавать, всегда подвергается большому риску. Необходимо научить ребенка соблюдать в воде разумную осторожность.

Поэтому считают, что экспериментальная деятельность, и ОБЖ взаимосвязаны между собой. Проблемы, которые ставятся перед детьми на занятиях и в повседневной жизни заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обобщать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.

Проводя опыты, наблюдения, беседы ставятся перед детьми или вопросы, или проблемы:

  • Чем опасен водоем весной? (тема лед)
  • Почему нельзя купаться в грозу? (взаимосвязь с темой — молния)
  • Где и почему нельзя нырять в воду вниз головой?
  • Можно ли купаться при высоких волнах?
  • Что надо помнить перед входом в воду?
  • Почему нельзя купаться в водоемах расположенных рядом с фабриками и заводами?
  • Какой лед можно считать безопасными.

Когда у детей накопится достаточное количество  знаний о данной теме,  с детьми подготовительной к школе группы можно  составлять  кроссворды из – загадок – предостерегалок.

Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.

Огромное место в исследовательской деятельности имеет иллюстрированный материал по обеспечению основам безопасности жизнедеятельности. Это всевозможные соображалки, где детям предоставляются на внимание, размышление различные ситуации. С помощью них у ребенка воспроизведение той или иной ситуации в действительности и поиска выхода из нее.

Например: « Какое место подходит для купания?» Детям дается несколько вариантов:

крутой берег,

быстрое течение,

поваленные деревья,

пологий берег, песчаное дно,

прибрежные водоросли

Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух.

В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни.

Заключение

Моделирование,  проигрывание ситуаций, а так же элементы поисково- исследовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Дельфиненок - Консультации