1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


МК по изготовлению шумовых инструментов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово

Мастер-класс для педагогов ДОУ: "Изготовление музыкальных шумовых инструментов из бросового материала".

Цель: Передача опыта музыкального руководителя  по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала  педагогам.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с технологией изготовления музыкальных инструментов из бросового материала.
  2. Помочь в отборе средств и материала по ручному труду в работе с детьми.
  3. Практическим путём освоить технологию работы с бросовым материалом.

Ожидаемые результаты:

Воспитатели:

  • освоят технологию работы с бросовым материалом.
  • организуют работу по изготовлению самодельных шумовых и ударных инструментов с детьми в группе и пополнят музыкальные зоны.

  1. Теоретическая часть:

Звуки окружают малыша с раннего детства.  Мы радуемся, когда дети начинают реагировать на погремушку, свистульку, игрушку-пищалку. Мы развлекаем детей, забавляем и развиваем! В итоге, стремимся к тому, чтобы ребёнок, выходя из стен детского сада имел багаж музыкальных знаний, собственные предпочтения в музыке, был эмоционально отзывчив ко всему прекрасному.

- Вспомните, какая первая игрушка  была у вашего малыша. (ответы педагогов)

- А теперь скажите, какие игрушки больше привлекают детей, звучащие или незвучащие? Как вы думаете, почему?

Логоритмическая игра «Кто под стульчиком сидит?» Е.Макшанцевой.

(разучить с изменёнными словами, используя варианты: шуршит, стучит, трещит и т.д.)

Учение для дошкольников должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным.

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Самым излюбленным видом детского оркестра является шумовой оркестр, который позволяет включить всех детей в музицирование.

Использование самодельных инструментов развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента.

Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности

Так что же такое шум?  Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.  В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты  - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Задание для педагогов: - Перечислите детские шумовые инструменты. (аукцион – кто последний назовёт).

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, погремушки,  тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты, ложки, трещотки и т.д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками.  Вот то, что часто может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки, наполненные сухим рисом, гречкой, связки ключей, бумага разного вида (газета, гофре, обёрточная и пр.), природные материалы (желуди, каштаны, орехи, шишки) и многое другое может стать основой или наполнителем для созданного вами инструмента.

На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

  1. Практическая часть.

Сегодня мы изготовим музыкальные инструменты из бросового материала, очень быстро. На него не нужно много затрат. Наполнитель может быть разный: крупы, бусы, крупный песок. Это зависит от того  каким звуком вы хотите наделить свой музыкальный инструмент.

«Шуршунчики»

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Часики-шуршалочки».

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Маракасы-преврашалки»

В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки.

«Чудо-кастаньеты»

Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

«Шейкер»

Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

«Барабан»

Пустое майонезное ведёрко, резинка, бумага, вода ( намочить бумагу)

«Колокольчик»

Баночка из-под майонеза или сметаны, бусинки, цветные тонкие ленточки.

Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

А теперь давайте дружно поиграем с нашими музыкальными, самодельными инструментами в «Оркестр».Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот".

Очень увлекательным занятием является рассказывание сказок-шумелок.  Подыгрывание на музыкальных инструментах  при рассказывании  даже самой простой,  давно известной сказки откроет  ребёнку мир творчества и фантазии. Это совсем не требует специальной музыкальной подготовки.

В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз дается возможность что-либо изобразить шумом.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.  Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Возьмите  инструменты с учётом ваших предпочтений, проверьте их звучание. Вы будете озвучивать тогда, когда посчитаете нужным. Но, если вы играете с детьми, вступление можно подсказывать взглядом или жестом.

А сейчас мы  сами попробуем озвучить небольшие истории:

«Мышиная история».

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(барабан)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.(Звонарики)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(деревянные ложки, кубики)

грызли зёрнышки

( расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.(маракасы - превращалки)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (шуршим бумагой и пакетами)

А снаружи на землю каждый день падал снег (звучащие ключи)

Шумел ветер, (дудим в бутылку)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(или барабаним пальчиками по пустой коробке)

«Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

Испугался заяц и бежать. (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать. (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

Побежал заяц из леса к речке. (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели. (гусли из карандашей)

Увидели они зайца и прыг в воду. (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

  1. Рефлексия.

И в конце мне бы хотелось узнать, понравилось ли вам сегодня на нашем занятии, получили  вы новую информацию и сможете ли вы полученные знания применять в своей работе?

На улице весна, хочется солнца и яркого цвета. Перед вами лежат разноцветные цветы:

¾   красный цветок означает, что всё понравилось;

¾   зелёный -  не всё понравилось;

¾   синий - совсем не понравилось.

Предлагаю вам выбрать нужный цветок и посадить его в клумбу и посмотреть, каких цветов у нас вырастет больше.

Желаю вам творческих успехов.

Дельфиненок - Мастер-классы