1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


МК Способы поддержки активности и инициативы дошкольников

Мастер – класс для педагогов ДОУ по теме:

«Способы поддержки активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности»

Цель: познакомить педагогов с  эффективными  способами поддержки активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии  активности и инициативы дошкольников через музыкальную деятельность

-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих музыкальной деятельности, для использования их в работе с детьми дошкольного возраста.

- Способствовать  развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.

Этапы мастер-класса

Содержание

Введение в проблему

М.Р.

В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для педагогов это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе. Предлагаю педагогам разделиться на три подгруппы и придумать самостоятельно продолжение условно возникшей ситуации .

  • Кристина, 3 года. Самостоятельно взяла треугольник

(муз.инструмент) и пытается на нём играть. ( или барабан с палочками, металлофон с молоточком)

Пример (  его приведут педагоги из опыта работы ):

Лишить мужества

Вселить уверенность

Педагог забирает инструмент и говорит: «Ты ещё слишком маленькая, тебе ещё рано играть на таких инструментах, там палочки, молоточек, это опасно, можешь наткнуться»

Педагог находится рядом, контролирует процесс игры и не мешает. После говорит: «Молодчина! Ты очень уверенно играла, была аккуратна, не размахивала палочками. Теперь я уверенна, что из тебя вырастет настоящий музыкант»

  • Саша, 5 лет, ходит по группе и поёт громким голосом одну и ту же фразу из песни.

Лишить мужества

Вселить уверенность

  • Андрей, 6 лет, взял из куколього театра игрушку, никому из детей не дает играть.

Лишить мужества

Вселить уверенность

М.Р.

  • Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.

Развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.

Предлагаю педагогам взять по одному высказыванию,  зачитать вслух и заполнить нашу таблицу. ( таблица на магнитной доске – вверху заголовок, ниже после прочтения прикрепляются фразы.)

«В  развитии  детской  инициативы  и  самостоятельности  воспитателю  важно соблюдать ряд общих требований:»

-  развивать  активный  интерес  детей  к  окружающему  миру,  стремление  к получению новых знаний и умений;

- создавать   разнообразные   условия   и   ситуации,   побуждающие   детей   к активному  применению  знаний,  умений,  способов  деятельности  в  личном опыте;

-  постоянно  расширять  область  задач,  которые  дети  решают  самостоятельно;

- тренировать  волю  детей,  поддерживать  желание  преодолевать  трудности, доводить начатое дело до конца;

-    ориентировать     дошкольников     на     получение     хорошего     результата;

-  поддерживать    у    детей    чувство    гордости    и    радости    от    успешных  самостоятельных действий;

- подчеркивать  рост возможностей и  достижений каждого ребенка;

- побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Авторский подход к решению проблемы

М.Р.

Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.

Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.

( прове6сти музыкально-дидактические  игры – одну для младшего, другу для старшего возраста)

М.Р.

Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности,   педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей,  какие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих  импровизаций.

( предложить педагогам в подгруппах на основе знакомого им самим репертуара составить план концертной программы для детей другой группы или для вечернего концерта имениннику и т.д. Зачитать.)

М.Р.

Таким образом, педагог должен не только продумать пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические  ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

Пример 1: (предложить педагогам примерить на себя роль детей и разыграть ситуацию с ними)

Перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты»  при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У меня есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?»

«Дети» приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш.

Слушаем, выбираем.

Вывод: в ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт.

Пример 2: Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение  В.Берестова «Кукла болеет»:

Тише, тише, тишина!

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

«Дети»  проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.

М.Р.

Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Оборудование музыкальных зон — одно из необходимых условий.

Предложить педагогам заполнить паспорт музыкальной зоны в группе ( что есть на данный момент).

М.Р.

В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.

Ситуация: встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах.

Ваше решение: ответы педагогов с места.

Решение: предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности.

Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают не только на занятиях, но и  во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества. Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне.  В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ.

Что по вашему мнению, может поддержать в этом случае детскую инициативу и самостоятельность?

Предполагаемые ответы:

внести атрибуты, украшения, элементы костюмов, картинки по теме песен, аудио-записи, фотоальбом с праздника и т.д.

М.Р.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии).

Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, доставляет ребятам огромное наслаждение эмоциональное.

А знаете ли вы, какие мультфильмы наиболее популярны среди ваших дошкольников? ( перечислить м/ф, где звучат знакомые детям песенки  - Умка, Чебурашка, Крошка енот, Бременские музыканты, Львёнок и Черепаха и т.д. Продемонстрировать видеоклип с песней, пусть воспитатели подпевают. Можно предложить инсценировать, надев на них некоторые атрибуты, маски, или парики.)

Рефлексия (самоанализ)

М.Р.

Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Если в ходе работы у вас будут возникать вопросы, я с удовольствием вас проконсультирую и постараюсь дает необходимые рекомендации, окажу  практическую помощь.

Таким образом, роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.

Спасибо за внимание.

Литература:

  1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
  2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
  3. Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
  4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
  5. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
  6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

Дельфиненок - Мастер-классы